В ходе полёта импортозамещённого лайнера SJ-100 российские двигатели ПД-8 были впервые испытаны на скорости 0,81 Маха и высоте 12,2 тыс. м, сообщили в «Ростехе». Как отметили в госкорпорации, на всех проверенных режимах агрегаты продемонстрировали устойчивую работу. Параллельно продолжаются лётные испытания двигателей ПД-14 и проектные работы по созданию ещё более мощного авиационного мотора ПД-35.
По словам аналитиков, на сегодняшний день лишь несколько стран, включая Россию, способны создавать подобные аппараты.Российские авиадвигатели ПД-8 были впервые испытаны на скорости 0,81 Маха и высоте 12,2 тыс. м на самолёте SJ-100, сообщили в госкорпорации «Ростех».
«В Комсомольске-на-Амуре наша ОАК провела десятый полёт опытного образца самолёта SJ-100 с двигателями ПД-8. Он длился 3 часа 20 минут, при этом машина достигла скорости 0,81 Маха и 2,5 часа держалась на высоте 12,2 тыс. м. На таких высотах, скоростях и перегрузке двигатели ПД-8, разработанные ОДК, испытаны в составе самолёта впервые», — отмечается в релизе компании.
В свою очередь, в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) уточнили, что на максимальной высоте была проведена оценка топливной эффективности маршевой силовой установки, а на средней специалисты проверили работоспособность двигателя на нулевой нормальной перегрузке, в соответствии с программой испытаний был достигнут режим невесомости.
«По результатам полёта на всех проверенных режимах двигатели ПД-8 продемонстрировали устойчивую работу», — заключили в ОАК.
Испытания проводились на третьем образце импортозамещённого ближнемагистрального пассажирского лайнера SJ-100. Как отмечают разработчики, на самолёте было заменено порядка 40 импортных систем и агрегатов.
Одним из ключевых этапов импортозамещения SJ-100 стала замена российско-французских двигателей SaM146 на российские ПД-8, созданные Объединённой двигателестроительной корпорацией (ОДК). Впервые Superjet поднялся в небо с ПД-8 в марте этого года, и за неполные два месяца было выполнено уже десять испытательных полётов. В перспективе эти двигатели будут устанавливаться и на российские самолёты-амфибии Бе-200.
По словам аналитиков, начало испытаний ПД-8 на Superjet стало значимым этапом в реализации этого проекта.
«Это можно расценивать как прохождение важной вехи. Проведена значительная часть наземных испытаний, подтвердивших надёжность и безопасность конструкции. По результатам большого объёма предварительных испытаний (в том числе на летающей лаборатории. — RT) было принято решение допустить ПД-8 к лётным испытаниям, причём уже на борту самолёта Superjet», — пояснил в беседе с RT исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Прорывной движок
Стоит отметить, что параллельно с испытаниями ПД-8 сейчас проводится и тестирование его «старшего родственника» — двигателя ПД-14. Он устанавливается на опытные образцы среднемагистрального пассажирского лайнера МС-21.
По сравнению с ПД-8 эта силовая установка обладает более мощной тягой. В ОДК ПД-14 называют прорывом для отечественной промышленности, потому что он стал первым турбовентиляторным двигателем такого уровня, произведённым в современной России. Опробованные на нём технические решения позже были применены в ходе разработки ПД-8, что позволило ускорить создание этого агрегата.
«У ПД-8 судьба легче, чем у ПД-14, поскольку многие технологии и материалы уже освоены при создании ПД-14, габариты двигателя меньше в полтора раза», — отмечал в 2022 году генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев в интервью журналу «Взлёт».
В перспективе ПД-14 могут быть использованы не только в авиации, но и для производства наземных газотурбинных установок (ГТУ), использующихся на электростанциях и в газотранспортных системах. В 2021 году ОДК уже представила две такие ГТУ, построенные на базе двигателей ПД-14ГП-1 мощностью 12 МВт и ПД-14ГП-2 мощностью 16 МВт.
Подобная адаптация авиадвигателей для нужд предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) — не новая практика. По состоянию на октябрь 2021-го на территории России работали более 800 ГТУ на базе турбовентиляторного двигателя ПС-90А, использующегося на самолётах Ил-96, Ил-76 и Ту-204. В «Ростехе» отмечают, что применение ПД-14 возможно как при модернизации уже действующего оборудования, так и при строительстве новых объектов.
«Обладание критическими технологиями»
Самым мощным двигателем в линейке ОДК должен стать ПД-35, который будет использоваться на дальнемагистральных пассажирских лайнерах и тяжёлых транспортных бортах. В частности, обсуждается возможность ремоторизации с помощью этих аппаратов самолётов Ил-96 и Ан-124 «Руслан». На «Ильюшине» два ПД-35 смогут заменить четыре двигателя ПС-90А, а на «Руслане» — Д-18Т, которые ранее производились на запорожском предприятии «Мотор Сич».

Кроме того, как и в случае с ПД-14, «тридцать пятый» может использоваться в сфере ТЭК.
«Применение газогенератора базового двигателя перспективного семейства авиационных турбореактивных двухконтурных двигателей большой тяги позволит создать линейку газотурбинных установок для транспорта газа и электростанций нового поколения в диапазоне мощности от 20 до 33 МВт с улучшенными технико-экономическими и экологическими характеристиками», — говорится на сайте ОДК.
По словам Олега Пантелеева, пока что работы над ПД-35 далеки от завершения. В данный момент идут масштабные научно-исследовательские и опытно-конструкторские изыскания, нарабатываются базовые и критические технологии.
«Результатом этой работы могут стать проекты двигателей для конкретных летательных аппаратов, но сейчас пока трудно сказать, каким будет облик конечного продукта», — пояснил эксперт.
При этом аналитики отмечают, что для России критически важно иметь собственную линейку авиадвигателей. Как напоминает Олег Пантелеев, сейчас отечественная промышленность в этой сфере ведёт «работу широким фронтом», создавая не только турбореактивные ПД-8, ПД-14 и ПД-35, но и моторы для вертолётов и турбовинтовых региональных самолётов.
«Работы по ПД-14 стартовали в то время, когда о санкциях Запада ещё не было и речи, но уже тогда было очевидно, что обладание критическими технологиями в авиационном двигателестроении — это вопрос не только независимости, но и способности выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью и разрабатывать технологии, которые потом могут быть применены в других отраслях», — констатирует специалист.
Схожее мнение в комментарии RT высказал и главный редактор интернет-портала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.
«Технология создания турбореактивных двигателей является наиболее сложной. Количество стран, которые обладают полным циклом создания подобных систем, меньше, чем государств, которые производят самолёты. Например, Бразилия делает самолёты Embraer, но не может производить двигатели. Таких стран меньше, чем даже обладателей ядерного оружия. Уже одно это показывает, насколько для России важно было сохранить эти технологии», — резюмировал специалист.
Свежие комментарии