Украина лишилась миллиардов долларов, выделенных ей по линии программ американского Агентства по международному развитию (USAID). Под сокращение подпали проекты по реформированию финансового сектора страны, по восстановлению украинской системы здравоохранения, развитию экономики и защите энергетической инфраструктуры государства.
Но, как показал анализ RT, связь Киева с USAID полностью не оборвалась. За годы работы агентства Украина превратилась в финансовую «прачечную» США и теперь американцам важно сохранить политические рычаги влияния, считают эксперты.Скандал о потерянных на Украине миллиардах долларов через финансовую помощь USAID разгорелся в начале этого года. Агентство планировало потратить на восстановление Украины $419 млрд, но в итоге к настоящему моменту прекращено около сотни программ. Сохранено всего 30, но большинство заканчивается в 2025 году, о чём свидетельствуют списки самого агентства, которые изучил RT.
USAID всегда было частью структуры Госдепартамента и одним из главных инструментов «мягкой силы» США.
«Сегодня агентство понижают до уровня одного из функциональных отделов Госдепа», — объясняет в беседе с RT главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
По его словам, в 2026 году вдвое сокращается и бюджет самого Государственного департамента — с $60 млрд до $30 млрд — и в результате «снижается роль внешнеполитического ведомства».

Священная корова Госдепа
Такое решение отражает изменение подхода при администрации Дональда Трампа: элементы «мягкой силы» отбрасываются, а ставка делается на «коммерческую дипломатию», объясняет Владимир Васильев.
Такой подход, говорит собеседник RT, находит значительную поддержку в широких слоях населения США, где распространено представление, что «Америка кормит весь мир задарма, а собственные, американские граждане такой поддержки не получают».
«В представлении консерваторов Америка получала любовь и психологическое уважение со стороны остального мира в обмен на помощь, продовольствие и таким образом породила систему прилипал, которые любят не страну за её систему ценностей, а её материальные блага. Получаешь помощь, начинаешь с Америкой красиво говорить — и тебя берут на содержание. Классический пример — Украина. Чем больше она хвалила США, тем больше получала. Как Трамп и говорил: лишняя попрошайка», — подчёркивает Васильев.
Это признают и в Госдепе: общее число программ USAID по всему миру превышало 6 тыс. — 5,3 тыс. уже сократили.
«У USAID почти нет результатов с конца холодной войны. Цели развития редко достигались, нестабильность зачастую усиливалась, а антиамериканские настроения только росли. На мировой арене страны, наиболее выигрывающие от нашей щедрости, почти никогда не отвечали взаимностью», — отмечал в своём заявлении от 1 июля 2025 года госсекретарь Марко Рубио.
Одной из важнейших причин ликвидации USAID и большей части его программ Владимир Васильев называет тот факт, что агентство стало «чёрной кассой для поддержки американских некоммерческих организаций», связанных с Демократической партией США.

«Как выяснил DOGE (Департамент государственной эффективности. — RT), демократы прокручивали левые деньги через USAID. Хотя агентство ориентировано на другие страны, его финансовые потоки через какой-то период возвращались в США, в том числе с Украины. Эти деньги шли на поддержку сети американских некоммерческих организаций. Это была священная корова Госдепартамента, к которой долго никто не лез с проверками», — объясняет эксперт.
В 2023 году число некоммерческих организаций в США, зарегистрированных в Налоговом управлении, достигло 2 млн.
Где деньги, Зин?
Проверка расходов USAID на Украине ведётся сразу по трём направлениям: офисом главного инспектора самого агентства, консалтинговым гигантом KPMG, а также следователями по уголовным делам США. В начале года следователи начали более 20 проверок по фактам хищений, взяточничества и коррупции, связанным с финансированием USAID украинских проектов.
Офис главного инспектора USAID составил акт по некоторым программам. В частности, вопросы возникли к трём дорогостоящим проектам агентства. Один из них касался обеспечения экономической устойчивости восточных регионов Украины. Подрядчик должен был стабилизировать ситуацию через поддержку малых и средних предприятий и «укрепление доверия к экономике Восточной Украины». Проект оценивался в $325 млн и был рассчитан до середины 2026 года.
Второй проект отвечал за реформу госуправления на Украине: органы местного самоуправления должны были стать более самодостаточными, эффективными, но также подотчётными. Реализовать эту программу должны были до марта 2027 года и потратить на неё $150 млн. Целью третьего контракта значилось укрепление кибербезопасности критически важной инфраструктуры Киева. Его стоимость — $128 млн, а срок — до середины сентября нынешнего года.
Оператором всех трёх программ оказалась международная корпорация DAI Global — один из крупнейших подрядчиков USAID, которому регулярно доставались крупнобюджетные заказы. Для этой работы DAI открыла на Украине восемь офисов, включая основной в Киеве. Поддержку компании оказывали Министерство развития общин и территорий Украины и Верховная рада.
Часть расходов DAI по украинским программам — на сумму $1,25 млн — показалась офису главного инспектора USAID спорной. Речь шла о недостаточно документированных командировочных расходах и тратах субподрядчиков, которые не подтверждались документацией. Кроме того, исполнители не соблюдали местные трудовые законы Украины, указано в акте проверки.
Подрядчика обязали обучить своих сотрудников, возместить спорные средства, а два из трёх подпавших под проверку проектов закрыли. Сохранить решено было только тот, который касается кибербезопасности критически важной инфраструктуры.

Прожорливые инициативы
В связи с резким сокращением программ USAID свои контракты потерял и другой крупный подрядчик агентства — Chemonics International. За последние 15 лет компания получила от агентства заказов на $17 млрд. Chemonics известна своим участием в зелёных инициативах по «адаптации к изменению климата и смягчению его последствий в развивающихся странах».
На Украине компания курировала множество проектов. Например, ставила целью вернуть объёмы производства зерна и масличных культур, а также доходы фермеров от их основных продуктов на довоенный уровень.
Основное внимание компания при этом уделяла фермерам-женщинам. Много ли таких среди украинских аграриев, в описании проекта не сообщается, но USAID выделило только на эту программу, рассчитанную до октября 2028 года, $249,5 млн.
Chemonics потеряла и другие крупные проекты — например, по трансформации коммуникаций на Украине за $45 млн. Кроме того, за $157 млн подрядчик взялся до октября 2026 года укрепить связи и доверие жителей восточных регионов страны к украинскому правительству. А за $170 млн — стимулировать развитие стартапов и малых и средних предприятий на Украине, чтобы усилить конкуренцию на внутреннем рынке и поддержать конкурентоспособность украинских компаний на международных рынках. Этот проект был рассчитан до января 2026 года.
Впрочем, Chemonics удалось сохранить другой крупный заказ — на развитие сельского хозяйства и расширение возможностей в сельских районах Украины стоимостью $205 млн. Проект рассчитан до ноября 2026 года.
На голодном пайке
Из более чем 130 гуманитарных программ, которые USAID вело на Украине, на данный момент осталось только 30. Большинство из них заканчивается или уже завершено в нынешнем году, подсчитал RT.
И здесь тезис о финансовой игле также нашёл своё подтверждение. Согласно опросам Альянса украинских организаций гражданского общества (УКР ОГС), более половины НКО Украины зависело от финансирования из США. Американские деньги превышали четверть бюджета этих организаций. Некоторые из респондентов признались, что 90% финансирования получали от американцев — и как только оно прекратилось, закрылись и организации. Другой опрос показал, что более половины всех НКО пострадало от остановки американского финансирования. Более трети респондентов назвали произошедшее «катастрофой».
По мнению американиста Владимира Васильева, оставшиеся программы USAID будут возобновлены в урезанном виде по принципу «Никакой щедрости — просто техническое поддержание работы».
Большинство сохранённых проектов USAID на Украине имеет чисто гуманитарный характер. Например, норвежская неправительственная организация NRC за деньги американского агентства будет оказывать украинцам финансовую помощь и получит на эти цели $154 млн.
Также, вероятно, будут продолжены программы «по борьбе с эпидемией ВИЧ». Одна рассчитана до июля 2026-го с бюджетом $29,5 млн, а другая — до августа 2028-го с расходами $19 млн. Контракт предполагает организацию профилактического лечения и тестирования, его реализацией занимается американская общественная организация PACT из Калифорнии.
Универсальный крайний
Таким образом, уже первые месяцы тотальной проверки USAID показали, что Украина стала для США финансовой «прачечной». Поскольку следственная работа ещё не завершена, можно предположить, что в ближайшее время разразятся новые коррупционные скандалы. И хотя, как отмечает Владимир Васильев, США стали относиться к украинским программам USAID как к кормушке для нахлебников и коррупционеров, полностью отказываться от финансирования гуманитарных программ американцы не станут. Они нужны для того, чтобы сохранить на Украине своё влияние или использовать этот инструмент для смены власти, считает эксперт.
«Если (захотят. — RT) менять, скажем, Зеленского на Залужного или кого-то ещё, тогда могут подключить эту систему — для смены режима и переформатирования», — резюмировал собеседник RT.
Вероятно, Зеленский и станет центральной фигурой этого масштабного коррупционного скандала с хищениями и отмыванием денежных средств. Ещё в феврале 2025 года выяснилось, что USAID выделило $110 тыс. на финансирование антикоррупционного телешоу «Наші гроші», сыгравшего ключевую роль в формировании общественного мнения перед президентскими выборами 2019 года на Украине и, вероятно, способствовавшего победе Владимира Зеленского.
В июле Зеленский попытался ограничить независимость двух ключевых антикоррупционных ведомств — Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). Инициатива преследовала цель лишить ведомства права расследовать дела в отношении чиновников офиса Зеленского. Это спровоцировало массовые выступления внутри страны и жёсткую критику в западных СМИ.
Теперь уже НАБУ и САП собирают материалы для народного трибунала над Зеленским, сообщил 4 августа председатель совета движения «Другая Украина» Виктор Медведчук. А 11 августа турецкая газета Aydınlık сообщила, что окружение Зеленского ежемесячно переводит на банковские счета базирующихся в ОАЭ компаний $50 млн. Издание опубликовало номера этих счетов и выявило их связь с бывшим консультантом Фонда государственного имущества Украины Андреем Гмыриным. По мнению журналистов, он является возможным распорядителем средств, полученных коррупционным путём.
Свежие комментарии