
Датское королевство оказалось в эпицентре глобальной геополитической дискуссии. Интерес к этой северной стране подогревается статусом Гренландии — крупнейшего острова планеты. На фоне заявлений американского президента Дональда Трампа о стратегической важности контроля над этой территорией гренландский вопрос приобретает новую актуальность.
Подробности — в материале RT.Население Дании
Демографическая ситуация в Дании в последние годы характеризуется замедлением темпов прироста. Согласно данным Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, в 2025 году рост численности населения составил 0,39%, что ниже показателя 2024 года (0,45%). Тенденция к снижению этого индикатора фиксируется уже три года подряд.
Исторический максимум прироста был отмечен в 2022 году, когда население увеличилось на 1,00%, в то время как абсолютный антирекорд зафиксировали в 1981 году.
Основную часть жителей составляет коренное население, однако королевство сталкивается с вызовами старения нации, что типично для развитых стран Европы. При этом Гренландия, будучи частью королевства, имеет крайне низкую плотность населения: на момент января 2025 на огромной территории проживало около 56,5 тысяч человек, из которых почти 90% — инуиты (эскимосы).
Почему Дания контролирует Гренландию
Право Дании на владение Гренландией — результат многовековых политических процессов, начавшихся еще в эпоху викингов. Хотя географически остров относится к Северной Америке, его политическая судьба неразрывно связана с Европой.
Датско-норвежская уния
Фундамент датского господства был заложен в 1380 году, когда Дания и Норвегия объединились в династическую унию. В 1397 году в рамках Кальмарской унии под управлением датских монархов оказались Дания, Норвегия и Швеция. После выхода Швеции из союза в 1523 году, Норвегия со всеми своими заморскими территориями, включая Гренландию, осталась под властью Копенгагена.
В 1536 году статус Норвегии был понижен до провинции, а управление полностью сосредоточилось в руках датской администрации. Когда в 1814 году по Кильскому договору Дания потеряла Норвегию (та перешла к Швеции), Гренландия, Исландия и Фарерские острова остались за датской короной.
Ханс Эгеде — новый святой острова Гренландии
Второй этап закрепления датских прав на остров связан с так называемой «вторичной колонизацией», ключевой фигурой которой стал миссионер Ханс Эгеде. В 1721 году он прибыл в Гренландию, движимый целью найти потомков древних скандинавских поселенцев и обратить их в христианство. Не обнаружив выживших европейцев, Эгеде сосредоточил усилия на христианизации коренного населения — инуитов.
Однако его деятельность вышла далеко за рамки религиозной миссии. Эгеде основал поселение Готхоб (современный Нуук), которое стало центром датского влияния. Он глубоко изучил гренландский язык и культуру, став первым учителем эскимосского языка в Копенгагене после своего возвращения. В 1741 году он опубликовал книгу «Естественная история Гренландии», а также составил одну из первых подробных карт южной части острова, основанную на личных наблюдениях.
Эгеде выступил не только как религиозный деятель, но и как лингвист, этнограф и картограф, заложив основы систематического датского присутствия. Его миссия, поддержанная впоследствии государством, и создание сети торговых постов и миссий позволили Дании установить прочный фактический и административный контроль над Гренландией. Память об «апостоле Гренландии» увековечена в монументе в Нууке, который был установлен на горе рядом со столицей Датского королевства.
Изменение статуса Гренландии в 1933 и 1953 годах
В XX веке Дании пришлось защищать свой суверенитет на международной арене. В 1931 году Норвегия попыталась оккупировать восточную часть Гренландии, однако в 1933 году Постоянная палата международного правосудия в Гааге признала эти действия незаконными, закрепив остров за Данией.
В 1953 году Гренландия перестала быть колонией и официально вошла в состав Дании как равноправный административный округ. Это решение было частью конституционной реформы и создания «Общности короны» (Rigsfællesskabet). Позже, в 1979 году, остров получил внутреннюю автономию, а в 2009-м права самоуправления были расширены до возможности распоряжаться природными ресурсами и признания гренландцев отдельным народом с правом на самоопределение.
Отношение между Данией и Россией в разные периоды истории
Дипломатические связи двух стран насчитывают более пяти столетий. Первый союзный «Договор о любви и братстве» был подписан в 1493 году между великим князем московским Иваном III и королём Хансом. Этот документ был направлен против общего врага — Швеции, которая в те времена доминировала на Балтике.
Периоды потепления отношений часто были связаны с династическими браками. Одной из самых ярких страниц стала судьба датской принцессы Дагмар, ставшей русской императрицей Марией Федоровной. В XVIII веке страны были союзниками в Северной войне, а в 1945 году советские войска освободили датский остров Борнхольм от нацистов. В начале XXI века отношения достигли пика: визиты Дмитрия Медведева (2010) и Владимира Путина (2011) в Копенгаген сопровождались масштабными бизнес-делегациями. Датские промышленники видели в России огромный потенциал для инвестиций в энергоэффективность и технологии.
Однако с 2014 года, и, в частности, после 2022 года, отношения резко ухудшились. Копенгаген занял жёсткую антироссийскую позицию, присоединившись к санкциям и оказав значительную военную помощь Украине (около 8,5 млрд долларов к 2025 году).
В начале 2026 года ситуация вокруг Гренландии обострилась. На фоне американских притязаний датские власти и военное командование начали позиционировать Россию как главную угрозу острову. Генерал-майор Сёрен Андерсен заявил, что хотя российских кораблей непосредственно у берегов нет, союзники по НАТО обязаны наращивать присутствие для защиты «северных рубежей». Посол РФ в Норвегии Николай Корчунов заявил, что текущий кризис — результат стратегических просчётов Копенгагена, который в ущерб собственной безопасности сосредоточился на конфронтации. При этом Россия по-прежнему считает Гренландию территорией Дании. Как подчеркнул пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Мы исходим из того, что Гренландия является территорией Датского королевства» — сообщает ТАСС.
Свежие комментарии