На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

RT Russia

11 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Зубрин
    Нашли тему ....Страна разрушена ,всё продано ,гибель миллионов людей и это не повод для возмущения ,а вот херня сущая...В Киеве проходит ...
  • Александр Харченко
    Трамп и сюда нос сунул,опять в пролете окажетсяТрамп заявил, что...
  • Vladimir Lioubimcev
    Европа УЖЕ "точит зубы" на Россию...   В этом столетии еще  не "ходили" на  Россию...Орбан заявил, что...

«Операция «Пальма»»: ФСБ рассекретила документы о подготовке к Потсдамской конференции 1945 года

80 лет назад в Потсдаме состоялась последняя за годы Второй мировой войны встреча между лидерами СССР, США и Великобритании. Как следует из рассекреченных ФСБ России архивных документов, организацией мероприятия преимущественно занимались спецподразделения НКВД и НКГБ СССР при участии Соединённых Штатов и Великобритании.

По оценкам экспертов, в охране и проведении конференции принимали участие около 25 тыс. человек с советской стороны.

К 80-летию Потсдамской конференции ЦОС ФСБ России опубликовал рассекреченные архивные материалы, посвящённые подготовке исторического мероприятия. Участниками конференции, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945 года, были лидеры Советского Союза, Соединённых Штатов и Великобритании.

Как следует из обнародованных материалов, основная нагрузка по обеспечению безопасности встречи легла на плечи советских спецслужб. В охранных мероприятиях принимали участие сотрудники НКВД и НКГБ СССР, военной контрразведки «Смерш» НКО СССР, а также другие сотрудники спецслужб.

ЦОС ФСБ

«На высшем уровне»

5 июня 1945 года НКВД СССР доложил Госкомитету Обороны (ГКО) СССР об окончании подготовительных мероприятий по приёму, размещению и охране предстоящей конференции трёх держав в Потсдаме.

«Местом размещения конференции избрано урочище Бабельсберг, расположенное в 4-х км восточнее г. Потсдама в районе озера Грибниц Зее и канала Тельтов», — говорится в докладе НКВД.

Поскольку в Бабельсберге отсутствовали подходящие для заседаний помещения, было решено использовать для этой цели Дворец Цецилиенхоф в Потсдаме, ранее принадлежавший кронпринцу Вильгельму, сыну кайзера Вильгельма II.

«Дворец представляет из себя двухэтажное старинное здание, соответственно оборудованное, площадью до 2000 кв. метров; площадь зала заседаний равна 160 кв. метров; имеющийся при дворце пищевой блок и столовая позволяют провести приёмы. Каждой делегации отведено соответствующее количество комнат», — сообщали в НКВД.

ЦОС ФСБ

К подготовке мероприятия на столь высоком уровне советские спецслужбы отнеслись очень обстоятельно. В общей сложности под размещение дипломатов и персонала было отведено 197 вилл и 19 особняков для руководящих участников делегаций. Все здания были подготовлены и отремонтированы, была налажена работа водопровода и санузлов, отремонтировано отопление и электроснабжение. При здании главы советской делегации была развёрнута специальная телефонная станция.

«Станция «БЧ» обеспечивает связь с Москвой и со всеми пунктами страны, а АТС — как с помещениями советской делегации, так и с помещениями английской и американской делегаций», — докладывало НКВД.

Как следует из рассекреченных документов, отдельное внимание было уделено обеспечению участников питанием.

«Для обеспечения участников делегаций продовольствием на месте созданы необходимые запасы живности, дичи, гастрономических, бакалейных, фруктовых, кондитерских изделий и напитков. … Оборудованы 2 специальных хлебопекарни, укомплектованные квалифицированными работниками, выпускающие 850 кг хлеба в сутки», — говорится в докладе НКВД.

По подсчётам генерал-майора ФСБ в отставке Александра Перелыгина, безопасность и проведение Потсдамской конференции обеспечивало около 25 тыс. человек с советской стороны.

«Даже персонал, который готовил еду, убирал номера и выполнял прочие задачи, был отобран НКВД из сотрудников и администрации лучших гостиниц Москвы и Ленинграда», — заявил Перелыгин.

«Под чутким контролем»

Как отметил эксперт Национального центра исторической памяти при Президенте РФ Олег Матвеев, организацией мероприятия занимались на самом высоком уровне.

«Комплекс организационных и агентурно-оперативных мероприятий советских органов госбезопасности получил кодовое название — операция «Пальма»», — отметил эксперт.

Как следует из доклада НКВД, с советской стороны для охраны было задействовано 7 полков войск НКВД и 1 500 оперативников НКГБ и НКВД. При этом 5 полков были выделены на общую охрану, а два резервных осуществляли охрану главы советской делегации. Для охраны самого дворца Цецилиенхоф в Потсдаме было выделено более тысячи человек из состава НКБД, НКГБ и НКВД.

«Личная охрана главы советской делегации будет осуществляться оперативным составом 6 Управления НКГБ СССР, а для охраны района размещения советской делегации организована охрана в 3 кольца, численностью 2 041 человек войск НКВД», — говорится в докладе.

ЦОС ФСБ

За охрану главы советской делегации отвечал Николай Власик, а за общую охрану внутри всей зоны конференции — Сергей Круглов. На территории проведения конференции был введён строгий пропускной режим.

«Если посмотреть на рассекреченные схемы, то можно увидеть, как осуществлялась охрана маршрутов движения делегаций. Там буквально каждые 15-20 метров обязательно стоял оперативный работник в форме и штатском. То есть в момент движения этих руководителей там все находилось под самым пристальным и чутким контролем», — отметил Перелыгин.

ЦОС ФСБ

Кроме того, как следует из опубликованных ФСБ России документов, на железнодорожных станциях и аэродромах были выставлены специальные группы, «обеспечивающие порядок и очистку от антисоветских и подозрительных элементов».

С 13 по 29 июня 1945 года советские спецподразделения проводили работы по разминированию территории конференции и маршрутов следования делегаций.

Как следует из рассекреченного отчёта 8-го Гвардейского специального минирования Краснознамённого батальона, было разминировано около 9 кв км территории и более 40 км трасс. Всего было найдено и уничтожено несколько тысяч боеприпасов и других взрывоопасных предметов.

Для нужд дипломатических представителей были подготовлены два аэродрома «Кладов» и «Дальгов», обеспечивающие взлёт и посадку самолётов любых типов, а в зоне проведения конференции были подготовлены 68 легковых и 50 грузовых машин.

Для советской делегации был подготовлен специальный поезд, двигавшийся по маршруту Москва — Потсдам.

«Сталин и Молотов предпочитали двигаться на поезде. Спецсостав состоял из низких бронированных вагонов, салон-вагонов, вагонов охраны, штабного вагона, вагона-гаража, вагона-ресторана, продуктового вагона и двух платформ с зенитными установками», — заявил Александр Перелыгин.

ЦОС ФСБ

Как следует из архивных документов, общая протяжённость маршрута составила 1923 км. Из них по территории СССР — 1095 км, по территории Польши — 594 км и по территории Германии — 234 км.

«Для обеспечения безопасности как в пути следования специального поезда, так и на станциях, направлено на места 1 515 человек оперативного состава НКВД-НКГБ и 17140 человек войск НКВД, которые своевременно будут расставлены плотностью: на территории СССР — 6 человек, территории Польши — 10 человек и территории Германии — 15 человек на каждый километр пути», — говорится в рассекреченном докладе НКВД.

Вместе с тем, по пути следования спецсостава его сопровождали 8 бронепоездов войск НКВД, в том числе два бронепоезда на территории СССР, два — на территории Польши и четыре — на территории Германии.

Как отметил Олег Матвеев, для проезда спецпоезда пришлось даже переложить часть путей, проходящих по территории Польши и Германии.

«Поскольку колея железных дорог в европейских странах составляет 1435 мм, а в Советском Союзе — 1520 мм, за короткое время подготовки к конференции весь железнодорожный путь от границы СССР до Берлина был приведён под советский стандарт», — подчеркнул историк.

Проведённые советскими спецслужбами предупредительные мероприятия совместно со спецслужбами союзников позволили успешно провести конференцию лидеров держав-победительниц.

Бывшие союзники

Историки отмечают, что по итогам Потсдамской конференции были приняты решения об устройстве миропорядка в Европе и на Дальнем Востоке. Одним из самых важных событий стало решение о создании ООН, которая должна была прийти на смену Лиге Наций, доказавшей свою несостоятельность.

«Решение о создании Совета министров иностранных дел Великобритании, СССР, Китая, Франции и США стало предтечей основания ООН и определило состав Совета Безопасности Организации», — заявил Александр Перелыгин.

Не менее важным вопросом, по мнению главного специалиста экспертно-аналитического департамента национального центра исторической памяти при президенте РФ Дмитрия Суржика, был вопрос разгрома милитаристской Японии.

«Был принят очень важный документ — Потсдамская декларация о Японии. Это документ, который официально предъявил ультиматум милитаристскому руководству Японии, требуя безоговорочную и немедленную капитуляцию. Несмотря на это, японское руководство предпочло проигнорировать этот ультиматум. Продолжением этого ультиматума стала дальневосточная кампания Красной армии в августе 1945 года», — рассказал Дмитрий Суржик.

ЦОС ФСБ

По германскому вопросу приняли так называемую концепцию четырёх «Д» — демилитаризация, демократизация, денацификация и демонополизация.

Как подчеркнул Александр Перелыгин, вопрос уничтожения нацизма, решённый, как казалось, 80 лет назад в Потсдаме, вновь напомнил о себе в наше время.

«Демилитаризация, денацификация и демократизация полностью соответствуют сейчас целям и задачам СВО. То есть мы на Украине столкнулись с той же проблемой, которая решалась в Потсдаме в 45-м году», — подчеркнул Перелыгин.

Дмитрий Суржик заметил, что уже тогда между участниками «большой тройки» наблюдались явные противоречия.

«В июле-августе 1945 года, согласно теперь уже рассекреченным сведениям советской разведки, генерал Дуайт Эйзенхауэр встречался с представителями «Закордонного провода Украинского главного освободительного совета». То есть бандеровцы вступили в прямую дипломатическую связь с высшими фигурами в военно-политическом руководстве наших союзников», — отметил историк.

Как заключил Дмитрий Суржик, уже в 1944-м, весной 1945-го закладывались предпосылки будущей конфронтации Запада с Советским Союзом.

«Внешне Потсдамская конференция выглядела последней конференцией союзников, но содержательно это был очень странный союз, как его определил в своих мемуарах американский военный атташе Джон Дин», — подчеркнул историк.

 

Ссылка на первоисточник
наверх