На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

RT Russia

11 559 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vladimir Lioubimcev
    Финны всегда  были говнюками, ими же  и остались...Iltalehti: Финлян...
  • Валентин Воробьев
    А Тимошенница в голос: "Не виновата я!"Тимошенко: Запад ...
  • Eduard
    Кому надо тот купит!WSJ: ЕС намерен д...

«У нашей страны женское лицо»: писатель Жанна Андриевская — о русском менталитете и широте души

Автор книги «В чём сила русского духа? Философия русского сердца» Жанна Андриевская рассказала в интервью RT, чем русский менталитет выделяется на фоне менталитета других народов. Автор серии книг «Удивительная Русь» считает, что русских исторически отличают стремление ставить духовное выше материальных и рациональных интересов, уважение к другим культурам, а также широта души.

— Ваша книга «В чём сила русского духа?» посвящена исследованию русского национального характера. Расскажите, что стало отправной точкой, импульсом для её написания?

— Меня всегда интересовал русский дух как результат сложных полиэтнических процессов: как он возник, что этому способствовало. На эту тему у меня есть разные работы, включая монографии и научные статьи. Но идея создать серию популярных книг о русских обычаях появилась не сразу. Изначально я выкладывала очерки в социальных сетях. Посты стали набирать популярность, нашли отклик у многих людей. Подписчики в комментариях просили меня написать книгу по следам публикаций в интернете. Мне же хотелось возродить забытый литературный жанр сказа. Так и появилась серия «Удивительная Русь».

Жанна Андриевская Фото предоставлено Жанной Андриевской

То есть тема национального менталитета вызывает большой интерес. Такая рефлексивность присуща в основном россиянам или другие народы тоже задумываются о национальном характере?

— Конечно, представители всех наций интересуются своими корнями, особенностями менталитета, сравнивают себя с другими. Но русские в этом плане всё же уникальны: недаром во всё мире известны такие понятия, как «русская душа», «русское гостеприимство», «русский дух», «русский мир».

При всём уважении к другим нациям — мы всё же никогда не услышим такого словосочетания, как «вьетнамская душа», например. Русскую душу пытались понять, изучить многие зарубежные исследователи, но пока это никому не удалось.

— К каким основным выводам вы пришли в своей работе, какие ключевые качества русского менталитета выделили?

— Одна из ключевых особенностей нашего менталитета — стремление поставить общественное выше личного: когда мы сталкиваемся с какими-то угрозами как нация, то объединяемся, проявляем соборность. Есть множество исторических примеров, начиная от Куликовской битвы, Отечественной войны 1812 года и заканчивая Великой Отечественной войной.

Следующая особенность — чувственное восприятие реальности. Русский народ — это народ чувств, он созерцает сердцем. Чувственное восприятие проявляется в красоте русского языка, его певучести, многообразии эпитетов.

Русская душа широко распахнута. Нет узости пространства — следовательно, нет узости душевных проявлений. Поэтому одна из основных наших ментальных характеристик — это душевная щедрость.

— Вы пишете, в частности, о том, что холодный рационализм не свойственен русским, которыми движут порывы сердца. Почему?

— Наша ментальность всегда была более духовной, нежели рациональной. И прагматичность часто осуждалась. Поскольку наша национальная культура базируется на православии, духовное начало главенствует над материальным. Рационализм противопоставляется Божьему промыслу.

В основе русского национального самосознания — не материя, а дух. Начало начал для русского человека — сердце. Это нравственный ориентир. Мы говорим: «Я делаю это от сердца». Проявить милосердие, сердечность — в отличие от жестокосердия, жестокости.

РИА Новости Владимир Песня

Если случается какая-то беда, то мы помогаем всем миром — нашим, русским миром. Вне зависимости от нашей национальности. Я подчеркну, что для меня русский — это тот, кто любит Россию, принадлежит к русскому миру, а не тот, кто является русским по национальности.

Славянские народы проявили мудрость, сплотили вокруг себя разные национальные культуры и создали Русь. А потом на базе этого государства появилась Российская империя. Русские исторически всегда обладали сердечностью, терпимостью к другим нациям. Поэтому наше государство многонационально, существует в уважении к разным культурам, любви друг к другу.

— Нужно ли осознанно развивать рациональность, раз её не хватает в национальном характере?

— В разные эпохи баланс меняется. Например, во времена перестройки произошла серьёзная переоценка ценностей, в каком-то аспекте материальное стало превалировать над духовным. Но сейчас мы видим возврат к духовному. И я думаю, что духовное всё равно будет выше материального. Тому есть немало исторических примеров. Во времена ополчения Минина и Пожарского все, вне зависимости от социального класса и благосостояния, готовы были отдать всё что угодно, до последней копейки для защиты страны.

РИА Новости Э. Коган

— Справедливость, совесть и правду вы называете духовной осью, вокруг которой вращается жизнь каждого русского. Почему именно это, а не поиск личного благополучия, например?

— На мой взгляд, совесть — это стержень нравственности. В классической литературе глубина внутреннего мира русского человека соотносится с понятием совести. К нему обращаются и русские философы, называя в качестве нравственных ориентиров русских справедливость и духовное начало.

И русский человек всегда стремится к справедливости, требует её и для себя лично, и по отношению ко всей русской цивилизации. Совесть имеет большое значение для русской идентичности, поскольку мы являемся правопреемниками византийской культуры и веры. И утрата совести — это утрата нравственных ценностей.

Например, культ юродивых характерен прежде всего для нашей страны. Мы выбираем не посмеяться над больным, а пожалеть его. Это говорит о терпимости и сострадании.

— Вы пишете о «державном сознании», нацеленном на созидание. В чём уникальность русского понимания державности?

— Вся история России — пример державности сознания. Державное сознание — это умение сплотиться и побеспокоиться о защите и судьбе России в минуты опасности. Державность лежит в основе нашего менталитета. С ней связаны такие качества, как мужество, долготерпение. Отечество, Россия — синонимы державности. И если мы утратим державность, то потеряем свою страну. В старославянском языке слово «держава» означало могущество. Оно ассоциировалось у нашего народа с силой и возможностью восполнения духовных и бытовых потребностей. В государственном контексте это значит демонстрацию мощи страны.

РИА Новости Виталий Аньков

— А в чём уникальность российской державности по сравнению с другими крупными государствами?

— Когда Наполеон в начале XIX века хотел заполучить мировое господство, он планировал захватить и Россию, но столкнулся с уникальным явлением народного ополчения. И хотя Наполеон в идеологической борьбе упирал на наличие в России крепостного права и предлагал крестьянам свободу, последние не предали свою державу, даже своих господ. Напротив, партизанское движение стало примером великолепного державного сознания.

И крепостное право в России в итоге было отменено, наверное, потому, что властители государства воочию увидели, что народ никогда не предаст свою родную землю.

— В книге вы приводите множество примеров героизма — от былинных богатырей до солдат Великой Отечественной войны. Что есть «подвиг» в русском понимании? Чем русский герой отличается от западного или восточного?

— Само русское слово «подвиг» не имеет точного эквивалента в других языках. В его корне есть значение «двигать»: решимость двигаться к победе — это заложено в нашем национальном духе.

В этом и заключается особенность русских героев: это подвижники. Возьмём пример Ильи Муромца: он 33 года лежал на печи, но когда узнал, что пришёл враг и угрожает русской земле, то силой воли совершил подвиг, начал некое движение.

Или же монахи, которые шли и прокладывали путь Божественного промысла в отдалённых уголках Руси. Это и русские живописцы-передвижники, которые изучали уклад народной жизни, чтобы через искусство показать его всей стране. Это тоже явления, характерные только для нашей национальной культуры.

Есть и такое представление, что душа самого человека — поле битвы, где важны воля к победе, мужество. Советский солдат не просто освободил родную землю от гитлеровцев, но дал возможность выжить и сохранить национальную самостоятельность и народам европейских стран, которых оккупировали гитлеровцы.

Художник Иван Алексеевич Иванов (1780—1848). "Изгнание из Москвы неприятеля отрядом легкой кавалерии под командованием генерал-майора Иловайского. Октября 10-го 1812 года"РИА Новости

От эпохи к эпохе, начиная от княжеских ратников Древней Руси, былинных героев, русский воин проходит испытание на поле боя, сражаясь за национальную свободу, независимость. И наш культурный код нации-победителя проявляется в установке, что русские ни при каких обстоятельствах не сдаются и своих не бросают.

Самопожертвование ради Родины, ради будущего — это основа нашего русского мышления, очень глубоко заложенная в национальном самосознании. Её нельзя стереть никакой сторонней пропагандой.

— Особый раздел книги посвящён феномену русской веры. Вы пишете, что христианство в России обогатилось языческими традициями. Могли бы вы рассказать о самых интересных примерах такого синтеза?

— Когда пришло православие, языческие корни красиво и планомерно легли в основу новой культуры. Например, на Троицу все храмы украшаются травами — это отражение архетипических образов одухотворённой природы.

Бог грома Перун трансформировался в Илью Пророка. Культ Богородицы на Руси тоже возник неспроста: это продолжение почитания славянскими народами земли-матушки, потому что земля кормит, поит — даёт всё необходимое для жизни. Можно сказать, что у нашей страны женское лицо, русская нация придаёт большое значение женскому началу. Несмотря на то что православие является столпом национальной идентичности, в народном самосознании всё равно наблюдается двоеверие: например, вера в домовых тоже неискоренима.

— Какие вы видите главные угрозы для сохранения самобытности русского духа в эпоху глобализации и цифровизации?

— Конечно, в современном глобализированном мире мы сталкиваемся с русофобией. Это цельная идеология, которая выражается в предвзятом негативном отношении к нашей государственности и национальной культуре. Для западных элит русофобия — элемент глобального противоборства за богатейшие природные ресурсы нашей страны. Она уже много веков присутствует в коллективном сознании западного мира. Становление русской государственности началось при Иване III, и уже тогда европейские политики начали заявлять, что Россия является чуждым, лишним элементом и её место — на задворках, за пределами цивилизации.

Поэтому Россия должна отстоять свою цивилизацию — для этого сейчас принимается столько законов по защите традиционного уклада жизни. Русский человек толерантен, но он не будет прогибаться под псевдоценности, которые сейчас культивируются на западе. 

На мой взгляд, со временем Запад вынужден будет признать, что Россия — это самобытное государство, оплот цивилизационной общности русского мира.

 

Ссылка на первоисточник
наверх