С формальной точки зрения Совет ЕС 20 октября 2025 года утвердил поэтапный запрет на импорт российского газа с 1 января 2026-го. Для действующих контрактов сохранён переходный период: краткосрочные будут действовать до середины 2026-го, а долгосрочные — до 1 января 2028-го.
Об этом рассказал в беседе с RT Фёдор Сидоров, частный инвестор, основатель «Школы практического инвестирования».
«Это решение дополнено строгими таможенными правилами: для импорта российского газа теперь требуется предоставлять детальную информацию о контракте как минимум за месяц до поставки, в то время как для нероссийского газа действует упрощённая процедура с уведомлением за пять дней. Эти меры призваны сделать реэкспорт российского газа под другими флагами технически невозможным», — объяснил аналитик.
Он добавил, что европейские потребители уже сегодня платят за газ и электроэнергию в разы больше, чем, например, промышленность Китая.
«Это создаёт системные риски для конкурентоспособности европейской промышленности, о чём открыто говорят многие отраслевые ассоциации в ЕС. Структурно высокие цены на энергоносители в Европе станут новой нормой, что неизбежно ускорит процесс деиндустриализации континента», — отметил Сидоров.
По его словам, диверсификация поставок за счёт СПГ из США, Катара и Австралии, а также усиление трубопроводной инфраструктуры между странами-членами создали определённый запас прочности, однако уязвимость сохраняется.
«Кроме того, такие страны, как Венгрия и Словакия, получившие исключения из-за своего географического положения, открыто заявляют, что принудительный отказ от российского газа — это прямой удар по их энергобезопасности и экономической стабильности», — отметил собеседник RT.
По его словам, европейские потребители и бизнес сталкиваются с новой ценовой реальностью.
«Более высокие издержки для европейской промышленности, особенно для химической и металлургической отраслей, неизбежно скажутся на её конкурентоспособности, о чём ранее предупреждал президент России Владимир Путин. Решение ЕС лишь ускоряет формирование новой, более полицентричной мировой энергетической карты», — пояснил эксперт.
Он подчеркнул, что Россия, обладающая богатейшими ресурсами и надёжными партнёрами, в этой новой реальности сохраняет за собой роль одного из ключевых гарантов глобальной энергетической стабильности.
«Ключевой вопрос теперь в том, удастся ли Европе сохранить социальный и промышленный консенсус в процессе этой болезненной трансформации», — заключил Сидоров.
Ранее Совет ЕС утвердил поэтапный отказ от импорта газа из России с 1 января 2026 года на основании предложения Европейской комиссии.
16 октября президент России Владимир Путин заявил о росте цен в ЕС на фоне отказа от российских энергоносителей.
Свежие комментарии