Российский Центр беспилотных систем и технологий создал программно-аппаратный комплекс «Орбита», позволяющий управлять FPV-дронами за сотни километров от поля боя. Как отмечают разработчики, новую систему способен быстро освоить даже человек без серьёзной подготовки. Аналитики считают, что внедрение подобной технологии может существенно обезопасить работу операторов БПЛА.
В России с помощью программно-аппаратного комплекса (ПАК) «Орбита» было апробировано боевое применение FPV-дронов из локации, находящейся за сотни километров от поля боя. Об этом сообщили RT в пресс-службе Центра беспилотных систем и технологий (ЦБСТ).
Как отмечают разработчики, испытания прошли 3 апреля. В качестве платформы для отработки удалённого и упрощённого управления БПЛА был выбран надёжный, технологичный и проверенный в боях FPV-дрон «Овод». Аппаратом из московского офиса управлял командир 88-й разведывательно-штурмовой бригады добровольческого корпуса. Стартовая площадка БПЛА при этом находилась в окрестностях Артёмовска.

Командир до этого не имел опыта управления ударными дронами мультироторного типа, но это не помешало ему успешно выполнить тестовые полёты с помощью «Орбиты», подчёркивают в ЦБСТ.
«Проведённые испытания подтвердили работоспособность системы. «Орбита» обеспечивает возможность пилотирования фактически из любой точки земного шара. При этом функционал пилота может выполнять практически любой человек. Для обучения базовым навыкам пилотирования достаточно всего лишь одного часа», — пояснили в организации.
Умные ассистенты
ПАК «Орбита» был создан командой инженеров, которые объединились для оперативного решения задач, возникающих перед подразделениями в зоне СВО.
Комплекс использует специально обученные нейросети, повышающие эффективность применения FPV-дронов. Технологии искусственного интеллекта, в частности, позволяют осуществлять автоматическую детекцию цели и полёт по визуальному ориентиру (так называемый круиз-контроль), обеспечивают защищённый цифровой канал связи, выбор алгоритма поражения цели и автоматическое поражение вражеского объекта.

«Интеграция с FPV-дроном «Овод» и с системой ретрансляции сигнала позволяет максимально эффективно использовать ПАК «Орбита», не удорожая стоимости поражения цели. Нейросетевые алгоритмы, ассистирующие пилоту, повышают эффективность боевого применения камикадзе», — отметили в ЦБСТ.
В ближайшей перспективе разработчики планируют расширить возможности «Орбиты». Оператор комплекса сможет управлять несколькими ударными беспилотниками. Причём камикадзе будут выполнять автономный полёт и «самостоятельно» искать объекты неприятеля. Функция оператора фактически сведётся к подтверждению выбора цели.
Как заявил журналистам руководитель ЦБСТ Андрей Безруков, российские специалисты давно вынашивали идею управления FPV-дронами из любой географической точки. По его словам, на сегодняшний день эта задача решена благодаря ПАК «Орбита».
«Комплекс состоит из нескольких компонентов. Это и передовая интеллектуальная система связи, это и автомат сопровождения целей на основе продвинутых нейросетей и другое оборудование. Мы полагаем, что отечественная технология удалённого управления доказала свою работоспособность», — сообщил он.
Безруков подчеркнул, что «Орбита» позволяет полностью обезопасить работу пилотов. Более того, в ПАК заложена возможность масштабирования — в перспективе в тыловых регионах России могут быть созданы подразделения пилотов, которые будут выполнять боевые задачи «из уютного офиса».
«Очень важно к этой технологии добавить ещё и организационную составляющую, чтобы раскрыть потенциал «Орбиты». Со своей стороны, ЦБСТ будет прилагать все усилия для масштабирования такого способа управления «Оводами» и воздушными камикадзе. В самое ближайшее время первым получателем ПАК будет 88-я разведывательно-штурмовая бригада добровольческого корпуса», — сказал руководитель ЦБСТ.
«Сделает работу пилотов безопасной»
В комментарии RT генеральный директор КБ «АвиаНовации» кандидат технических наук Сергей Товкач назвал создание «Орбиты» серьёзным достижением российских инженеров.
«Ребята, которые сделали это, большие молодцы. Технология действительно сделает работу пилотов безопасной, а именно эти специалисты — едва ли не самые ценные в зоне СВО, и за ними, естественно, противник ведёт охоту», — считает эксперт.
Схожего мнения придерживается и главный редактор профильного издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.
«Удаление оператора не только от района непосредственного действия беспилотников, но также и от места их запуска — это один из способов минимизации рисков для наших расчётов БПЛА. Кроме того, за счёт организации управления на большом расстоянии от фронта появляется возможность увеличить число задействованных операторов», — заявил аналитик в разговоре с RT.

По словам Товкача, идея удалённого управления БПЛА не нова — впервые она была полноценно реализована в Соединённых Штатах. Благодаря обилию спутников американские военнослужащие получили возможность, находясь в США, применять крупногабаритные беспилотники на евразийском континенте.
«В случае с ЦБСТ мы увидели реализацию (такого подхода. — RT) на малоразмерных ударных беспилотниках. Но в отличие от США у России нет такого количества спутников и доступа к Starlink. Несмотря на это, нашим специалистам удалось организовать то, что принято называть интернет-мостом, наладив стабильную связь с камикадзе на линии боевого соприкосновения. При этом комплекс («Орбита». — RT) не только передаёт связь, он ещё и оптимизирует управление. Насколько можно судить, автопилот и выравнивание (дрона. — RT) включено в систему передачи сигнала», — рассказал собеседник RT.
Как полагает Товкач, первоочередной задачей разработчиков станет масштабирование системы удалённого управления воздушными камикадзе. Современные технологии позволяют сделать это и без Starlink, хотя с ним налаживать интернет-мост было бы проще. Как ранее сообщал экс-глава «Роскосмоса» Юрий Борисов, отечественный аналог американской спутниковой системы может заработать к 2030 году.
По мнению Товкача, удалённое управление FPV-дронами существенно изменит схему их использования, а интеграция нейросетей значительно упростит работу расчёта ударных БПЛА. Освоив эту технологию, российская армия приблизится к тому, чтобы максимально автоматизировать процесс боевого применения воздушных камикадзе.
«Подобная технология даёт возможность повысить массовость применения FPV-дронов за счёт вовлечения в этот процесс людей, не обладающих высокой квалификацией. Высокий уровень автоматизации позволит снизить планку требований к пилотам, а непосредственно на поле боя подготовку к запуску камикадзе будут осуществлять обычные пехотинцы», — заключил Товкач.
Свежие комментарии