
Владимир Путин подписал указ об утверждении обновлённой Концепции внешней политики РФ — документа, в котором зафиксированы принципы, задачи и приоритеты дипломатической деятельности. В ходе совещания с постоянными членами Совета безопасности президент отметил, что документ приведён в соответствие с современными геополитическими реалиями.
Выступивший с докладом глава МИД Сергей Лавров перечислил ключевые положения новой концепции и подчеркнул, что в качестве рамочной задачи для всех направлений внешней политики страны определено содействие становлению многополярного миропорядка.В пятницу, 31 марта, президент Владимир Путин подписал указ об утверждении обновлённой Концепции внешней политики Российской Федерации. Глава государства сообщил об этом во вступительном слове на совещании с постоянными членами Совета безопасности РФ.
По словам президента, кардинальные изменения в международной жизни потребовали от Москвы серьёзно скорректировать ключевые документы стратегического планирования, включая концепцию внешней политики, где зафиксированы принципы, задачи и приоритеты дипломатической деятельности.
«Министерством иностранных дел в координации с администрацией президента, аппаратом Совета безопасности, правительством, многими министерствами и ведомствами проведена масштабная и кропотливая работа по её актуализации и приведению в соответствие с современными геополитическими реалиями», — сказал Путин.
Как отметил глава государства, документ станет «добротной доктринальной основой» для дальнейшей работы российской стороны по международным делам.
Наряду с этим президент призвал всех коллег, имеющих отношение к реализации внешнеполитического курса, уделить особое внимание расширению связей с конструктивно настроенными партнёрами и формированию условий для отказа недружественных государств от враждебной политики по отношению к России.
«В перспективном планировании наших действий важно учитывать всю полноту факторов и тенденций развития международных отношений, работать на укрепление суверенитета России, повышение роли нашей страны в решении мировых проблем и формировании более справедливого, многополярного миропорядка», — подчеркнул Путин.
Напомним, Концепция внешней политики РФ представляет собой систему взглядов на национальные интересы страны во внешнеполитической сфере, а также базовые принципы, стратегические цели, основные задачи и приоритетные направления внешней политики РФ.
Предыдущую редакцию этого документа президент утвердил 30 ноября 2016 года. Как заявил в ходе пятничного совещания Совбеза министр иностранных дел Сергей Лавров, новый документ сохраняет преемственность с предыдущей концепцией и развивает внешнеполитические положения Стратегии национальной безопасности РФ, утверждённой в 2021 году.
«В концепции зафиксирована высокая степень преемственности с предыдущей редакцией от 2016 года в том, что касается основополагающих принципов нашей внешней политики, прежде всего её самостоятельности и нацеленности на создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, обеспечения её безопасности и повышения благосостояния наших граждан», — сказал Лавров.
Он отметил, что документ отражает перемены в геополитических реалиях, которые ускорились с началом специальной военной операции на Украине. В частности, констатируется беспрецедентный за последнее десятилетие уровень международной напряжённости.
«Признаётся экзистенциальный характер угроз безопасности и развитию нашей страны, создаваемых действиями недружественных государств. Главным инициатором и проводником антироссийской линии прямо названы Соединённые Штаты Америки, и в целом политика Запада, направленная на всемерное ослабление России, охарактеризована как гибридная война нового типа», — сказал глава МИД.
По его словам, ключевая тенденция международных отношений на современном этапе — это формирование многополярного миропорядка в ходе перераспределения потенциала развития в пользу новых центров роста. Как отметил Лавров, структурная перестройка мировой экономики происходит на фоне кризиса экономической глобализации, которая до недавнего времени проводилась «по американским правилам».
Министр также сообщил, что в концепции изложено российское видение принципов более сбалансированного и справедливого мироустройства, среди которых полицентричность, суверенное равенство государств, обеспечение их права выбирать модели развития и отстаивание культурно-цивилизационного многообразия.
Глава внешнеполитического ведомства добавил, что содействие становлению многополярного миропорядка определено в качестве рамочной задачи для всех направлений внешней политики РФ.
Кроме того, сделан акцент на необходимости обеспечения законности в международных отношениях. По словам Лаврова, в документе провозглашается, что прогрессивное развитие международного права должно учитывать реалии сегодняшнего мира.
«В условиях острых внешних угроз наша готовность соблюдать принцип неделимости безопасности подтверждается, но в отношении только тех государств и их объединений, которые проявляют взаимность в этом вопросе», — пояснил он.
Кроме того, Лавров отметил, что в концепции предусмотрены новшества в части, касающейся условий для применения силы в целях самообороны в рамках следования требованиям статьи 51 Устава ООН. В частности, предусматривается возможность принятия симметричных и ассиметричных мер в ответ на недружественные действия против России. Также вводится тезис об использовании ВС РФ для отражения или предотвращения вооружённого нападения на Россию и её союзников.
«Тем самым мы недвусмысленно заявляем, что будем отстаивать право российского народа на существование и свободное развитие», — сказал министр.
Помимо прочего, в документе раскрываются положения, которые затрагивают вопросы защиты российских традиционных духовно-нравственных ценностей, выстраивания сотрудничества с опорой на единый ориентир, общий для всех мировых религий.
«В числе несомненных приоритетов — обеспечение прав наших граждан и организаций за рубежом, оказание поддержки соотечественникам, противодействие русофобии, укрепление позиций русского языка в мире, борьба за историческую правду, защита нашей культуры, деполитизация спорта, налаживание новых форм спортивного сотрудничества», — заявил Лавров.
Он также отметил, что в документе сделан акцент на стратегические интересы России в контексте углубления евразийской интеграции с опорой на Союзное государство России и Белоруссии, Евразийский экономический союз, ОДКБ, СНГ, формирование большого евразийского партнёрства, дальнейшее укрепление Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. Кроме того, закреплён курс на раскрытие потенциала стратегического партнёрства с Китаем, Индией, странами исламского мира, государствами АСЕАН, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна.
В документе говорится, что Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания.
Кроме того, в документе отмечается: «Россия не считает себя врагом Запада, не изолируется от него, не имеет по отношению к нему враждебных намерений и рассчитывает, что в дальнейшем государства, принадлежащие к западному сообществу, осознают бесперспективность своей конфронтационной политики и гегемонистских амбиций».
В концепции высказано ожидание, что западные государства примут во внимание сложные реалии многополярного мира и вернутся к прагматичному взаимодействию с Россией, руководствуясь принципами суверенного равенства и уважения интересов друг друга.
В то же время в документе говорится, что Москва заинтересована в поддержании стратегического паритета, в мирном сосуществовании с США и в установлении баланса интересов между двумя странами с учётом их статуса крупнейших ядерных держав, особой ответственности за стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом.
Говоря о взаимоотношениях с англо-саксонскими странами и государствами континентальной Европы, Сергей Лавров подчеркнул, что Россия не имеет по отношению к ним изначально враждебных намерений.
«Однако они должны отдавать себе отчёт, что прагматичное взаимодействие с Россией возможно лишь при условии осознания бесперспективности конфронтационной политики и при условии отказа от этой политики в практических действиях. Решать, насколько Запад будет готов следовать этим рекомендациям, будем мы сами», — заключил глава МИД.
Свежие комментарии