Заведующий отделом геномики адаптивного иммунитета ИБХ РАН, директор НИИ трансляционной медицины РНИМУ имени Пирогова, профессор Сколтеха Дмитрий Чудаков прокомментировал сообщение о том, что учёным Мэри Брунков, Фреду Рамсделлу и Симону Сакагути присудили Нобелевскую премию по медицине и физиологии 2025 года за исследования в области иммунитета.
В беседе с «Газетой.Ru» Чудаков заявил, что благодаря открытию лауреатов в ближайшие пять — десять лет могут появиться препараты и технологии для лечения аутоиммунных заболеваний.
«Сейчас заходят на клинические испытания первые методы Treg-TCR-T-терапии. Вы берёте Т-клеточный рецептор, который распознаёт наш собственный антиген, на который мы не хотим, чтобы организм реагировал агрессивно. Вы помещаете ген этого рецептора в регуляторные Т-лимфоциты пациента и возвращаете их обратно», — сказал эксперт.
По его словам, в результате эти клетки становятся специфичными к конкретному антигену.
Как отметил Чудаков, эта технология имеет огромный потенциал.
В свою очередь, иммунолог кандидат медицинских наук Николай Крючков в беседе с сайтом kp.ru рассказал, что Нобелевскую премию часто присуждают за открытия, заложившие основу для современных терапий, а не за свежие находки, что и произошло в этот раз.
«Речь не идёт о каком-то ультрановом открытии, это в общем-то давняя история, известная с 80-х годов. Но именно это открытие послужило базисом для последующих разработок уже действующих на практике методов лечения. Сейчас же нобелевскую награду дали за разработки, которые были сделаны в 1995 году и в 2001 и 2003 годах», — пояснил Крючков.
Ранее сообщалось, что Брунков работает в Институте системной биологии в США, Рамсделл является научным руководителем компании Sonoma Biotherapeutics (Сан-Франциско, США), Симон Сакагути — сотрудник Университета Осаки (Япония).
Свежие комментарии