На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

RT Russia

11 513 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vladimir Lioubimcev
    ТЕМНАЯ ИСТОРИЯ... Не нравился отец - уехали бы с матерью в Молдавию. Нет, остались с отцом. который садист и т.д. Мож...«Это знаковое реш...
  • Лариса Галахова
    Какая же он мразь! Действительно ради понтов и веру продаст.Хотя какой он православный?Милонов фразой о ...
  • Eduard
    А обязана? Украинцы сбили гражданский боинг с гражданами Европы! Какая помощь?Кнайсль: ЕС без п...

«Второй Миклухо-Маклай»: как русский генерал Иван Беляев стал начальником Генштаба ВС Парагвая и другом индейцев

150 лет назад родился выдающийся русский военный деятель, этнограф, антрополог и национальный герой Парагвая Иван Беляев. В детстве он увлекался книгами о приключениях индейцев, и его судьба оказалась похожа на их сюжеты. Пройдя Первую мировую и Гражданскую войну в России, он эмигрировал в Латинскую Америку, где попытался создать русскую колонию, возглавил генштаб парагвайских войск в ходе боевых действий против Боливии и стал защитником прав индейцев.

В годы Великой Отечественной он горячо поддерживал Красную армию. По словам историков, его вклад в этнографическую и антропологическую науку актуален и в наши дни. А среди индейских шаманов фигура русского генерала стала объектом культа.

19 апреля 1875 года родился русский и парагвайский военный деятель, этнограф и защитник прав индейцев Иван Беляев. В годы войны с Боливией он руководил генштабом Парагвая, а коренные американцы до сих пор считают его своим духовным покровителем.

Детство и юность Ивана Беляева

Иван Беляев родился в Санкт-Петербурге в казармах Лейб-гвардии Измайловского полка. Он происходил из семьи потомственных военных. Один из его прадедов — Леонтий Трефурт — был адъютантом Александра Суворова. Отец Ивана, Тимофей Беляев, служил комендантом Кронштадтской крепости, а двоюродный брат Михаил стал последним военным министром Российской империи. Беляевы были родственниками поэта Александра Блока и поддерживали с ним близкие отношения.

Мать Ивана рано умерла, с мачехой отношения не сложились, отец много времени проводил на службе, поэтому огромную роль в формировании личности Ивана сыграли книги.

«Мальчик зачитывался романами об индейцах Майн Рида и Фенимора Купера. Однажды на чердаке он нашёл старый сундук с картой столицы Парагвая Асунсьона и с тех пор горячо заинтересовался этой южноамериканской страной. Это во многом определило его дальнейшую жизнь», — рассказал в беседе с RT историк и литератор Илья Бояшов.

В кадетском корпусе свободное от военных дисциплин время Иван посвящал изучению географии и антропологии. Занимался он и испанским языком. После выпуска из Михайловского артиллерийского училища, молодой перспективный офицер получил назначение в лейб-гвардию.

Военная служба будущего генерала Беляева

В 1906 году умерла жена Беляева. Для офицера это стало жестоким ударом. Он даже подумывал об отъезде в Южную Америку, но потом решил остаться и с головой ушёл в работу. В 1913 году он подарил стране Устав горной артиллерии, горных батарей и горно-артиллерийских групп, ставший важным вкладом в отечественную военную науку. Однако это не спасло Ивана от осуждения со стороны высших слоёв общества. Элита отказалась принять второй брак аристократа Беляева с девушкой Александрой из купеческой семьи. Ради семейного счастья Иван в дальнейшем служил только в обычных армейских частях и не возвращался в гвардию.

Первую мировую войну Иван Беляев встретил в должности командира батареи 1-го Кавказского артиллерийского дивизиона. Параллельно с участием в боевых действиях он разработал концепцию создания в тылу особых запасных батальонов для подготовки молодых кадров опытными военнослужащими. В конце 1915 года, во время боёв в Карпатах, Беляев был награждён орденом Святого Георгия за спасение батареи и личное руководство атакой. Несколько месяцев спустя он стал участником легендарного Брусиловского прорыва.

Брусиловский прорыв Public Domain

В 1917 году Беляеву было присвоено звание генерал-майора. Революционные события он переживал очень тяжело. Согласно его воспоминаниям, когда вскоре после Февральской революции патруль потребовал у него на псковском вокзале снять погоны, Беляев ответил командовавшему солдатами унтер-офицеру: «Дорогой мой! Я не только погоны и лампасы, я и штаны поснимаю, если вы повернёте со мною на врага».

Вскоре после Октябрьской революции Беляев присоединился к Белому движению — командовал батареей, затем стал начальником артиллерии в конной дивизии Петра Врангеля. По словам историков, Беляев был очень сильно увлечён белой идеей, но со временем его постигло разочарование. Генерал выступал категорически против мародёрства и принудительного изъятия припасов у мирного населения. Из-за этого Антон Деникин даже освободил Беляева от обязанностей по руководству тыловым снабжением.

Иван Тимофеевич Беляев Public Domain

В конце 1919 года генерал стал инспектором артиллерии в армии Александра Кутепова и руководил строительством бронепоездов в Харькове. Но после разгрома Белого движения он эмигрировал из России.

Иван Беляев — военный советник президента Парагвая

Посетив несколько европейских стран, Беляев решил следовать за своей детской мечтой и отправился в Латинскую Америку. В 1923 году он прибыл в столицу Аргентины Буэнос-Айрес, где существовала крупная славянская община. Старые знакомые семьи устроили его преподавателем в колледж. Но генерал не собирался на этом останавливаться. Он мечтал об организации в Южной Америке колонии для участников послереволюционной эмиграции. И этим Беляев нажил себе массу врагов. Одна часть местной славянской диаспоры привыкла к размеренному образу жизни и не хотела никаких изменений, другая — состояла из оппозиционеров царской власти и не желала видеть рядом с собой бывших белогвардейцев.

Не найдя понимания у жителей Буэнос-Айреса, Беляев решил заняться созданием русской колонии в стране, о которой мечтал с детства — в Парагвае. В парагвайском посольстве его сначала встретили прохладно, однако затем в стране произошла революция, и новые власти заинтересовались предложениями русского генерала.

В 1924 году Беляев прибыл в столицу Парагвая Асунсьон, который, согласно его воспоминаниям, напомнил ему Владикавказ. Власти страны попросили Беляева организовать из эмигрантов группы квалифицированных специалистов — инженеров, железнодорожников, конструкторов и геодезистов. Им обещали зарплаты на уровне депутатов парламента.

Самого Беляева вскоре приняло на службу Министерство обороны. Ему поручили организовать исследование спорного региона Чако-Бореаль на боливийско-парагвайской границе.

«Это были территории, представлявшие собой в начале ХХ века белое пятно на карте», — отметил Илья Бояшов.

Друг индейцев

Регион заселяли индейские племена, не жаловавшие белых пришельцев. Ряд исследователей, путешествовавших по Чако-Бореаль до Беляева, не вернулись из своих экспедиций.

«Беляев отличался от многих других белых исследователей своим гуманистическим мировоззрением. Он смотрел на индейцев как на таких же людей, как он сам, и строил с ними диалог на равных. Индейцы оценили это, и дали возможность Беляеву исследовать их земли», — подчеркнул в беседе с RT профессор МПГУ Виталий Захаров.

Парагвайские войска в Фортин-Алиуата Public Domain

При этом Беляев не только составлял карты для военных нужд, но и собирал этнографические, антропологические и географические материалы. С 1924 по 1931 годы он совершил тринадцать экспедиций в Чако-Бореаль. Самая крупная из них продолжалась полгода. Благодаря усилиям русского исследователя южноамериканский регион перестал быть загадкой для географов, а его население стало контактировать с парагвайскими властями.

«Иван Беляев — это второй Миклухо-Маклай. Он не просто выполнял свои военные обязанности и проводил исследования. Он искренне любил индейцев, был готов ради них снять с себя последнюю рубаху, и они это чувствовали, отвечая ему взаимностью», — рассказал Илья Бояшов.

Глава парагвайского генштаба и основатель индейского театра

В 1932 году между Боливией и Парагваем началась война за Чако-Бореаль. Боливия заручилась поддержкой США и наняла на службу германских офицеров, прошедших Первую мировую войну. Германская армия была лучше обеспечена всем необходимым, чем парагвайская. Парагвай же, при содействии Беляева, поставил под ружьё выходцев из России.

«По иронии судьбы, почти двадцать лет спустя, вдали от дома, друг против друга снова воевали немецкие и русские офицеры», — отметил в беседе с RT доктор политических наук, профессор МГИМО Борис Мартынов.

Весной 1933 года Беляева, прекрасно знавшего германскую тактику, назначили руководить парагвайским генеральным штабом. В войне произошёл перелом. Босоногие парагвайцы остановили продвижение врага и сами перешли в наступление, продолжавшееся до 1935 года, и завершившееся только из-за сильно растянувшихся коммуникаций. Согласно мирному договору, Парагвай получил две трети спорных земель.

Парагвайская артиллерийская батарея во время войны в ЧакоLegion-Media World History Archive

Деятельность Беляева по организации переселения русских в Парагвай столкнулась с сильным противодействием со стороны белогвардейских организаций Европы. Многие из них были ориентированы на Германию и собирали бывших военных под свои знамёна для похода против СССР. Беляев эти идеи не разделял, за что неоднократно подвергался травле со стороны бывших товарищей.

Русский генерал сосредоточился на продолжении научной работы и защите прав индейцев. Он был назначен руководителем Национального патроната по делам индейцев. Сначала это учреждение не получило никаких ресурсов от государства, и его деятельность на некоторое время была фактически заморожена. Беляев стал помогать индейцам и привлекать внимание к их проблемам в частном порядке — например, создал первый в стране индейский театр. Его усилия не пропали даром. В 1941 году власти страны организовали первую индейскую колонию-школу, а затем восстановили Беляева на должности главы Национального патроната, наделив реальными полномочиями.

В годы Великой Отечественной войны Беляев, несмотря на свою сложную историю отношений с большевиками, горячо поддерживал Красную армию. Белоэмигрантов, выступавших за Гитлера, он публично называл идиотами и обманщиками.

«Беляев был искренним патриотом России и желал ей победы вне зависимости от политики», — рассказал Борис Мартынов.

Вплоть до 1950-х годов Беляев находился в резерве Минобороны Парагвая и окончательно демобилизовался только когда ему было более 80 лет. Но научную и общественную работу он не оставил. В своём скромном доме в Асунсьоне он принимал приезжающих в столицу индейцев и раздавал им свои пижамы, чтобы они не ходили по городу голышом.

Парагвайские индейцы гуараниGettyimages.ru Paul Almasy/Corbis/VCG

Умер Иван Беляев 19 января 1957 года. Хоронили его с государственными почестями — как генерала, почётного гражданина Парагвая и почётного генерального администратора индейских колоний.

После смерти его фигура стала частью религии народа мака. Индейские шаманы обращаются к покойному русскому генералу за советами.

«Роль Ивана Беляева в мировой истории велика и многогранна. Он одновременно талантливый офицер-участник Первой мировой войны, один из основателей этнографической науки в Парагвае, и национальный герой этой страны, внёсший большой вклад в её победу в Чакской войне. Но самое главное, он великий гуманист и борец с расовыми предрассудками, заслуживший любовь индейцев», — подытожил Виталий Захаров.

 

Ссылка на первоисточник
наверх