За посты и репосты в соцсетях чаще всего возбуждают дела по ст. 282 УК России (экстремизм). Об этом рассказал в беседе с RT адвокат МКА «Клишин и партнёры» Виталий Богомолов. Он также разъяснил, за какие ещё посты и репосты в соцсетях может грозить уголовное дело.
«Из практики за посты и репосты в соцсетях чаще всего возбуждают дела по ст.
282 УК РФ (экстремизм). Закон предусматривает ответственность за возбуждение ненависти или вражды, а также за унижение достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии или принадлежности к социальной группе. На практике «социальной группой» нередко признают чиновников, сотрудников полиции, депутатов. Негативный пост в их адрес вполне может закончиться реальным уголовным делом», — предупредил собеседник RT.По его словам, второй по распространённости идёт ст. 319 УК — публичное оскорбление представителя власти.
«Если в публикации, комментарии или репосте чётко прослеживается, что речь идёт о конкретном полицейском, прокуроре или депутате при исполнении должностных обязанностей, то оскорбления в его адрес подпадают под действие этой статьи. При этом не важно, в какой форме выражено недовольство. Достаточно, чтобы было понятно, о ком идёт речь», — объяснил эксперт.
Многие слышали про ст. 148 УК (оскорбление чувств верующих), добавил он.
«Карикатурные изображения, сатирические мемы, негативные видео, высказывания о священных символах или событиях могут стать поводом для уголовного дела. При этом инициатором возбуждения уголовного дела могут быть не только правоохранительные органы, но и сами граждане, которые считают, что их чувства оскорблены», — заявил адвокат.
К слову, действие указанной статьи распространяется и на тех, кто оскорбительно или отрицательно высказывается в адрес атеистов, подчеркнул он.
«Статья 354.1 УК предусматривает наказание за реабилитацию нацизма. Норма вводилась для защиты исторической памяти и запрета на оправдание нацистских преступлений, но практика её применения гораздо шире. Можно попасть под следствие за публикацию или репост публикации, где искажены факты о Второй мировой войне или даётся положительная оценка нацизму, фашизму, отдельным представителям фашистской Германии. При этом субъективное отношение автора поста (за кого он или против кого) значения не имеет», — разъяснил Богомолов.
Отмечается, что по ст. 128.1 УК (клевета) предусмотрена уголовная ответственность за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого человека.
«Соцсети давно стали площадкой для выяснения отношений. Но заведомо ложная информация, способная нанести ущерб репутации другого гражданина, квалифицируется как клевета», — пояснил юрист.
Кроме того, по его словам, нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК) в социальных сетях не редкость.
«За это грозит штраф до 200 тыс. рублей или максимальная санкция — два года лишения свободы. Размещение без согласия личных фотографий, переписки или интимных видео — прямое нарушение закона», — отметил эксперт.
Также он упомянул взлом аккаунтов социальных сетей.
«Попытки взломать чужую страницу квалифицируются как неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК). Ответственность наступает даже в том случае, если данные жертвы были указаны под вымышленным именем. Администрации соцсетей по запросу следствия передают технические сведения, которые позволяют установить личность правоохранительным органам. В этом нет ничего сложного», — заключил специалист.
Ранее декан факультета права НИУ ВШЭ профессор Вадим Виноградов рассказал в беседе с RT, что виртуальное пространство домовых чатов, хотя и воспринимается многими как зона неформального общения, находится под полным контролем российского законодательства.
Свежие комментарии