
325 лет назад произошла Битва при Нарве. Армия Петра I, блокировавшая шведскую крепость, была разбита войсками короля Швеции Карла XII, которые пришли на помощь осаждённым. По словам историков, к поражению российских сил привёл целый ряд факторов: ошибочные тактические решения, низкий уровень подготовки войск, отсутствие резервов и предательство офицеров-иностранцев.
Сам Пётр I за день до шведской атаки выехал в Новгород за подкреплениями и в сражении не участвовал. Поражение заставило царя резко ускорить процесс модернизации армии. Четыре года спустя Нарва была взята российской армией. В дальнейшем Пётр одержал безоговорочную победу в Северной войне.30 ноября 1700 года произошла Битва при Нарве. Российская армия была разбита шведскими войсками. Царь Пётр I вынес из поражения важные уроки. Быстрая модернизация армии позволила ему добиться перелома в войне и победить Швецию.
Начало войны
Строительство замка, вокруг которого возник в дальнейшем город Нарва, было начато на землях Новгородской республики датскими рыцарями в 1256 году, приостановлено, а затем возобновлено в конце XIII века. Новгородцы сожгли вражеские укрепления, но датчане восстановили их. По словам историков, замок стал одним из важнейших форпостов западной экспансии в Прибалтике. Позже он вместе с окружающим его посёлком перешёл под власть Тевтонского, а затем — Ливонского ордена.
Во второй половине XVI столетия Нарва вошла в состав Русского государства, став важным портовым и торговым центром на Балтийском море. Однако в дальнейшем она была захвачена шведами и удерживались ими более ста лет.
Швеция полностью лишила Русское государство выхода к Балтийскому морю. Когда Пётр I стал самостоятельно править Россией, он понял, что без незамерзающих портов нормальное экономическое развитие державы невозможно. Поэтому вступление в борьбу со Швецией, которая в то время практически безраздельно господствовала на Балтике, было неизбежно.
«Пётр хотел получить «открытую дверь» в море — порт на Балтике. Этой «дверью» ему виделась Нарва», — отметил в разговоре с RT профессор СПбГУ Павел Кротов.
В 1699 году Россия создала антишведский союз с Данией и Саксонией, после чего начала готовиться к войне.
«Чтобы обезопасить свои южные границы, Россия подписала в 1700 году Константинопольский мирный договор с Османской империей. Практически сразу после этого Пётр повёл свои войска к берегам Балтийского моря», — рассказал в беседе с RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.
По его словам, Петру предстояло столкнуться с опасным противником. Король Швеции Карл XII был талантливым военачальником, обучившим свои войска молниеносным атакам. Его армия комплектовалась как за счёт призыва по территориальному принципу, так и добровольцами. Солдаты получали жильё и жалование от государства.

Карл быстро принудил к капитуляции Данию и обратил своё внимание на восток, где Пётр I без боя взял крепость Ям и стал стягивать войска к Нарве.
Пётр уже проводил модернизацию своих войск, но продвигалась она довольно медленно. Большинство военнослужащих были недостаточно хорошо обучены. Всего два полка — Семёновский и Преображенский — были полностью организованы по западным образцам, ещё два — Лефортовский и Бутырский — находились в стадии реорганизации. Оружие поставлялось в Россию преимущественно из-за границы. Значительную часть офицерского корпуса составляли иностранцы.
С конца октября русская артиллерия начала обстрелы Нарвы, однако нанести существенного ущерба крепостным стенам не смогла — орудия обладали недостаточно большим калибром, а, кроме того, уже через две недели армия стала испытывать нехватку боеприпасов.
В Прибалтике единственный крупный шведский отряд в это время оставался в городе Рюевель. Однако вскоре в Пернов прибыл во главе нового корпуса Карл XII. Пообещав льготы прибалтийским городам, шведский король набрал в свою армию местных ополченцев.
«Такой стремительности от Карла никто не ожидал. Со стороны российского командования имела место явная недооценка противника», — отметил Виталий Захаров.

В октябре Пётр I отправил на запад от Нарвы несколько тысяч кавалеристов под командованием Бориса Шереметева. Узнав о начале движения шведских войск, Шереметев разделил свой отряд на несколько небольших — чтобы перекрыть все ведущие к Нарве дороги.
5—6 ноября начались столкновения между передовыми отрядами шведов и русской кавалерией. Два шведских офицера, попав в плен, согласно инструкциям своего короля, рассказали русским, что Карл XII ведёт с собой до 50 тыс. солдат, хотя шведская армия была гораздо меньше.
Отправив в разные районы Прибалтики небольшие отряды, Карл с основными силами двинулся в сторону Нарвы. Передовые позиции русской армии у Пюхайоги занимал Шереметев. Его кавалерия попала под мощный артобстрел и 27 ноября отступила к Нарве.
Царь был разгневан действиями Шереметева, но выслушал его и узнал о полученных от пленных шведов данных относительно численности вражеской армии. 29 ноября Пётр выехал за подкреплениями в Новгород. Командовать армией он оставил принятого им на службу саксонского фельдмаршала — герцога Карла Евгения де Круа.
Битва при Нарве
Русские позиции в районе Нарвы были прикрыты двойными земляными валами общей протяжённостью более семи километров. Когда шведы утром 30 ноября вышли к ним, де Круа приказал выстроить русские войска в одну линию между валами. Шереметев на военном совете указал ему на растянутость позиций и предложил вывести основные силы российских войск в поле, чтобы дать сражение Карлу. Однако де Круа решил остаться на месте. Тем самым он, по словам историков, передал инициативу шведскому королю.
«Генералитет не смог правильно распорядиться теми силами, которые имелись», — подчеркнул Павел Кротов.
Воспользовавшись сильным снегопадом, Карл незаметно подвёл войска к русским позициям и начал атаку, оказывая сильное давление на флангах. Из-за растянутого построения российских войск армия Карла смогла прорвать оборону в нескольких местах. Кавалерия Шереметева перешла в беспорядочное отступление.
«Дворянское конное ополчение к этому времени успело выродиться. Под Нарвой оно повело себя позорно — бросилось в бегство, даже не видя неприятеля», — отметил Кротов.
Герцог де Круа вместе с рядом других командиров-иностранцев сдались в плен. В то же самое время на правом фланге Преображенский, Семёновский и Лефортовский полки, вместе с примкнувшими к ним солдатами из других подразделений, оказывали врагу героическое сопротивление. На левом фланге сражалась дивизия Адама Вейде.
Оставшиеся на своих позициях, русские части воевали ожесточённо. Был уничтожен шведский генерал-майор Юхан Риббинг. Под самим Карлом XII погибла лошадь. Однако изменить ход битвы было уже невозможно. Российская армия под Нарвой лишилась единого командования и связи между флангами.
1—2 декабря оставшиеся в строю командиры провели переговоры о капитуляции на условиях свободного прохода на свою территорию. Часть подразделений смогли даже договориться о сохранении личного оружия и знамён. Но армия потеряла артиллерию и царскую казну.

«Русскую армию подвела слабая организация. А те, кому она была доверена, не проявили достаточно упорства, энергии, организационных способностей. Часть иноземных офицеров, устрашённых славой Карла XII, решили сдаться, покинув свои войска», — рассказал в беседе с RT профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Дмитрий Володихин.
Вышедшие из-под Нарвы части отступили в Новгород. Несмотря на то, что дворянская кавалерия показала себя в сражении не с лучшей стороны, Пётр I ободрил её командующего Шереметева и не стал его наказывать. Это решение оказалось оправданным. В дальнейшем Борис Шереметев одержит много блестящих побед.
«Некоторые уроки Россия получает дорогой ценой. Нарва — дорогой урок. Реорганизация армии и более внимательное отношение к командному составу — это те выводы, которые были сделаны по результатам Нарвского сражения», — подчеркнул Дмитрий Володихин.

Работа над ошибками
Пётр резко интенсифицировал военные реформы в России. Он реорганизовал штатную структуру и систему управления войсками, ввёл новые виды вооружения, наладил в стране масштабное производство оружия и боеприпасов. По словам Павла Кротова, в России развернулась массированная индустриализация, направленная на обеспечение нужд армии.
«Поражение под Нарвой вынудило Россию день и ночь трудиться, восстанавливать потенциал. Ускорен был процесс реформ», — подчеркнул историк.
В 1701 году русская армия развернула в Прибалтике «малую войну», а ещё через год — перешла к успешной реализации масштабных операций против шведов. Вскоре Пётр I получил заветный выход к морю в районе Невы, а в 1704 году российские полки всё-таки взяли Нарву. В дальнейшем шведов ожидал полный разгром в Северной войне.

«Результат будет блистательный. Огромная часть территорий, которыми владела Швеция, в итоге оказались частью территории России. Начали войну скверно, закончили триумфально», — заявил Дмитрий Володихин.
По словам историков, после Нарвы Пётр убедился в том, что для победы ему нужна принципиально новая армия и проявил блестящее умение учиться на собственных ошибках.
Свежие комментарии