Вашингтон и Киев объявили о заключении сделки по природным ресурсам Украины. Каждая из сторон постаралась преподнести событие как собственное достижение. На Украине рассматривают договор как гарантию продолжения помощи со стороны США. А в Белом доме считают его способом вернуть затраченные предыдущей администрацией средства на поддержку Киева.
В западных СМИ отмечают, что ключевой пункт об американских гарантиях безопасности, на котором так настаивали украинские власти и ради которого выставили свои недра «на торги», не был включён в сделку. Эксперты считают, что Вашингтон не стал поступаться принципом и брать на себя обязательства, оставив Киев довольствоваться согласием экономически поддерживать Украину.Сделка по природным ресурсам Украины, долго находившаяся в стадии обсуждения, была подписана Киевом и Вашингтоном 30 апреля. Под договором поставили подписи первый вице-премьер, министр экономики Украины Юлия Свириденко и глава Минфина США Скотт Бессент.
«В знак признания значительной финансовой и материальной поддержки, которую народ США оказал обороне Украины... это экономическое партнёрство позволяет нашим двум странам работать сообща и делать совместные инвестиции, чтобы наши совокупные активы, таланты и возможности способствовали скорейшему экономическому восстановлению Украины», — говорится в сообщении на сайте американского Минфина.
Бессент позднее в интервью Fox News заявил, что США этой сделкой демонстрируют наличие экономических интересов на Украине.
«Это сигнал американскому народу, что у нас есть возможность принять участие, а также получить какую-то компенсацию за наше финансирование и вооружения», — отметил он.
Соглашение, подписание которого несколько раз срывалось из-за разногласий Банковой и Белого дома, прокомментировал и президент США Дональд Трамп в эфире телеканала NewsNation. По его словам, договор позволит Соединённым Штатам получить гораздо больше того, что они вложили в Украину.
«Сегодня мы заключили сделку, по которой в теории получаем гораздо больше, чем $350 млрд, но я хотел обезопаситься. Я не хотел выглядеть глупо. Это не моя война. Это война Байдена», — сказал политик.

Позднее замглавы аппарата Белого дома Стивен Миллер на брифинге для журналистов уточнил, что сделка с Киевом по полезным ископаемым нацелена на то, чтобы Украина заплатила США за оказанную ей помощь.
«Это ключевой момент для сотен миллиардов долларов, которые наши налогоплательщики потратили на субсидирование конфликта на Украине. Так что это возврат денег Соединённым Штатам, и это один из самых важных моментов, которые необходимо понять», — приводит ТАСС его слова.
Эксперты подчёркивают, что, несмотря на заявленный в документе паритет интересов, его подписание скорее можно занести в актив США.
«Соглашение продавливала американская сторона. Украине оно не даёт ровным счётом ничего. По сути, это победа Трампа, который навязал Украине полуколониальный режим, фактический контроль над значительной частью природных богатств Украины. Киев же, который задумывал эту сделку ради выбивания из США гарантий безопасности, своих целей не добился, получив лишь обещания экономической поддержки страны», — подчеркнул в беседе с RT политолог, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов.
Цель провалена
Факт отсутствия гарантий безопасности в договоре констатируют и в западных СМИ. Так, в Reuters отметили, что соглашение предоставит Соединённым Штатам преимущественный доступ к украинским полезным ископаемым, тогда как в Киеве надеются, что оно обеспечит «продолжение американской поддержки украинской обороны против России».
Вместе с тем «проект соглашения не содержал каких-то конкретных гарантий безопасности для Украины со стороны США — одной из первоначальных целей Киева», — констатировали в агентстве.
На отсутствие в сделке статьи про гарантии безопасности указали и в The Washington Post.
«В последней версии сделки, которую изучили в The Washington Post, не содержится никаких конкретных гарантий безопасности для Украины», — отметили в газете.
Тем не менее сделка отражает в основном гипотетические направления сотрудничества, учитывая существенную неопределённость относительно будущего ресурсного сектора на Украине, отметили эксперты WP.
«В настоящее время иностранные инвесторы по ряду причин, в числе которых военный конфликт, не горят желанием значительно расширять проекты по добыче полезных ископаемых на Украине. Трамп не может заставить частные американские компании делать дорогостоящие и потенциально неприбыльные инвестиции», — подчеркнули в издании.
К тому же, по мнению Алекса Жакеза, занимавшего должность старшего чиновника по минералам в администрации Джо Байдена, крайне маловероятно, что Украина располагает возможностью заниматься развитием новой горнодобывающей промышленности, в частности добычей лития или редкоземельных металлов. В связи с этим он назвал «иллюзией» природные ресурсы на триллионы долларов, о которых заявляет администрация Трампа.
Этот же момент выделяет и Bloomberg. В агентстве напомнили, что изначально соглашение называлось сделкой по редкоземельным металлам, однако на деле Украина не имеет крупных запасов тех редкозёмов, которые были бы признаны на международном уровне экономически целесообразными.

К тому же сделка оставляет множество вопросов о масштабах будущей поддержки США, пишет Bloomberg. В частности, неясно, станет ли Дональд Трамп отправлять на Украину больше оружия и боеприпасов, на которые Украина привыкла полагаться в противостоянии с Россией. Ведь соглашение не даёт прямых гарантий безопасности со стороны США, отметили в агентстве.
Что известно о сделке
Между тем украинская сторона поспешила вывесить текст достигнутого соглашения об экономическом партнёрстве с США на правительственном портале. В качестве ключевой цели там заявлено создание американо-украинского инвестиционного фонда. Утверждается, что партнёрство подразумевается равноправное, без решающего голоса у одной из сторон.
Украина будет направлять в фонд 50% будущих доходов от новой ренты на новые лицензии на новые участки в сфере критического сырья, нефти и газа. Доходы же от действующих проектов в фонд не включаются. За США закреплено право привлекать дополнительные инвестиции и технологии в украинскую экономику. Кроме того, любая форма новой военной помощи со стороны Вашингтона (вооружения, боеприпасы, технологии, обучение) будет считаться взносом в фонд.
Инвестиционные проекты по добыче полезных ископаемых Украина и США будут определять совместно. Соглашение предоставляет налоговые гарантии. Доходы и взносы фонда не облагаются налогом ни в США, ни на Украине.
Как отметила в соцсетях Юлия Свириденко, ожидается, что в ближайшие десять лет прибыли и доходы фонда будут инвестироваться только в Украину — в новые добывающие проекты или реконструкцию.
По словам киевских чиновников, украинской стороне удалось избежать занесения в соглашение положений о её каких-либо долговых обязательствах перед США. Также договор не предусматривает изменений в процессах приватизации или управлении государственными компаниями.
Теперь документ должен быть ратифицирован Верховной радой. Только после этого начнётся создание самого фонда и работа по привлечению инвестиций, пояснил в эфире телеканала «Мы — Украина» замминистра экономики Тарас Качка.
По оценке нардепа Ярослава Железняка, ближайшие даты, когда может быть запущена процедура ратификации, — 13—15 мая, если к этому времени в Раду успеют передать все документы.

Он также указал на риски для Украины, которые возникают после заключения соглашения. В частности, страна «на долгие годы» лишается части потенциальных доходов в госбюджет, так как должна передавать половину прибыли от новых лицензий на природные ресурсы в фонд. Помимо этого, приоритетное право фонда на инвестиции может «существенно ограничить» возможности Украины в выборе наиболее выгодных коммерческих партнёров. Ещё один момент, который отметил Железняк, — это приоритетность соглашения над украинским законодательством, что ограничивает право Украины регулировать свою законодательную среду в сфере инвестиций и природных ресурсов.
Также скептически оценила документ Ирина Фриз, член комитета Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки. В комментарии агентству Интерфакс-Украина она заметила, что вопросов к соглашению больше, чем ответов.
«Баланс интересов крайне сомнительный. Украина берёт на себя обязательства, США — фактически нет. В целом соглашение выглядит так, что интересы США защищены очень чётко. Интересы Украины остаются предметом веры в добрую волю партнёров», — заявила Фриз.
Нардеп также акцентировала внимание на том, что столь желанных для Украины гарантий безопасности в тексте не значится: «Это экономическая договорённость, которая не даёт новых инструментов для защиты страны».
«США хотят оставить руки свободными»
Украина, заключив с США сделку по недрам, полностью лишилась рычагов давления на Вашингтон по теме гарантий безопасности, считают эксперты. Однако отказ США включить в сделку какие-либо обязательства вполне объясним, отметил в беседе с RT политолог Юрий Бондаренко.
«Америка не хочет ложиться под бандеровский режим. США хотят оставить руки свободными. Если бы они дали гарантии безопасности, то это фактически означало бы включение Украины в НАТО с пресловутой Пятой статьёй. Штаты сделали максимум того, что имело смысл делать», — пояснил он.
Аналитик также скептически оценил перспективы реализации соглашения в обозримом будущем. По его словам, «практическая суть сделки ничтожно мала и стремится к нулю», учитывая боевые действия и уязвимость любых промышленных объектов на фоне обстрелов.
В свою очередь, политолог Владимир Корнилов отметил, что украинское руководство пытается представить достигнутое соглашение как политический сигнал, способный разблокировать американскую военную помощь. Однако оценка сделки в США имеет совсем другой характер.
«Трамп говорит, что это окупит с лихвой те самые $350 млрд, которые Америка якобы уже потратила. Но никто не видел всех приложений к сделке, и, думаю, некоторые из них не увидим ещё долго. Тем не менее бросается в глаза, как разнится подход сторон к договору», — сказал эксперт в разговоре с RT.
Он также подчеркнул, что сделка стала для Киева «стратегическим поражением», несмотря на описываемые экономические выгоды, так как ему не удалось навязать США обязательства по гарантиям безопасности.
«Америка с самого начала не рассматривала этот вопрос и отстояла свою позицию, несмотря на заявления Зеленского, что он одобрит сделку, только если в ней будут учтены эти гарантии. На деле же мы видим отсутствие каких-либо пунктов на этот счёт в документе. И единственный способ для Зеленского сохранить лицо — это представлять теперь возможную новую военную помощь американцев в качестве этих самых гарантий, которыми она на деле не является», — выразил мнение Корнилов.
Со своей стороны, Владимир Шаповалов акцентировал внимание на стратегическом подходе администрации Трампа, в рамках которого США стремятся минимизировать собственные обязательства по обеспечению безопасности Украины.
«Для Трампа ключевая цель — дистанцировать США от конфликта с Россией. Он считает, что это «война Байдена» и дальше участвовать в ней Америка не должна. Ответственность за неё должна взять Европа. Только прежде Трамп хочет записать на счёт США все ценные активы Украины, включая её природные ресурсы», — резюмировал эксперт.
Свежие комментарии