Священнослужитель Украинской греко-католической церкви в Австралии, католический кардинал Микола Бычок может побороться за Святой Престол. Такая перспектива сейчас обсуждается в украинских и зарубежных медиа. Клирику 45 лет, он открыто поддерживает ВСУ. Впрочем, по мнению экспертов, его победа на конклаве маловероятна.
Аналитики считают, что значение украинского кризиса в грядущем избрании Папы Римского будет слабым.В украинских и зарубежных СМИ активно обсуждается возможное участие украинского священнослужителя Миколы Бычка в грядущих выборах нового понтифика.
Ожидается, что конклав — собрание, в ходе которого происходит тайное голосование, — состоится в Сикстинской капелле между 5 и 10 мая. Право голоса имеют 135 кардиналов из 71 страны. Победитель должен набрать две трети голосов. В нынешней «предвыборной гонке» уже определились фавориты, но строгого ценза к кандидатам нет, и у украинца потенциально есть шансы стать новым главой Римско-католической церкви.
Микола Бычок родился в Тернополе в 1980 году. Он является служителем Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Перед получением сана учился во Львове в Высшем духовном институте им. Николая Чарнецкого, затем — в польской семинарии.
В 2005—2007 годах Бычок был миссионером в приходе Матери Божьей Неустанной Помощи в Прокопьевске (Кемеровская область). В своих воспоминаниях, которые приводятся на сайте УГКЦ, священнослужитель сетовал на то, что прихожане практически не знали украинский язык. Также он был разочарован результатом работы с местной молодёжью.
В марте 2007 года Бычок приехал в Ивано-Франковск. С 2010 года он служил во Львове, с 2015 года — в городе Ньюарк в американском штате Нью-Джерси. В 2020 году папа Франциск назначил отца Миколу Бычка епископом Мельбурнской епархии святых апостолов Петра и Павла, которая объединяет Австралию, Новую Зеландию и Океанию. Правда, украинская паства там совсем небольшая — около 8 тыс. человек. В конце 2024 года Бычок стал самым молодым католическим кардиналом.
Священник УГКЦ является последовательным сторонником ВСУ и не поддерживает нынешние переговорные усилия. В своём недавнем выступлении в Сиднее Бычок заявил, что украинцы хотят мира, «основанного на правде», а не мира, который «является капитуляцией перед злом или компромиссом с совершенной несправедливостью».
В середине октября прошлого года, комментируя назначение кардиналом медиапорталу УГКЦ, он оценил перспективу взойти на Святой престол.
«Конечно, каждый кардинал может быть избранным на Святейшего Отца, однако для меня это из области фантастики: потому что я никогда, во-первых, не думал, что я буду избран на епископа. Теперь я уже избран на кардинала, потенциально это возможно, но как это реально — Господь Бог покажет в будущем. Но действительно это будет большой опыт», — сказал Бычок.
На сегодняшний день представители киевского режима не высказывались на тему выборов нового понтифика. Тем не менее Киев уже проявил интерес к кандидатам. 26 апреля Владимир Зеленский встретился с посланником папы по Украине кардиналом Маттео Дзуппи, которого считают одним из фаворитов на грядущем конклаве. Формальным поводом для беседы стало возвращение детей, которые якобы удерживаются в России.

RT обсудил с экспертами шансы украинского кардинала на избрание понтификом, а также связанный с этим политический антураж.
— Микола Бычок выглядит для Киева весьма предпочтительным кандидатом на Святой престол. Может ли режим Зеленского или западные страны как-то поспособствовать его избранию?
Политолог, историк и православный миссионер, уроженец Ивано-Франковской области Руслан Калинчук:
— Бычок родом из Тернопольщины. Это Галичина — регион, большинство населения которого относит себя к Украинской греко-католической или униатской церкви. Она была создана в конце XVI века усилиями Речи Посполитой и в результате предательства православия частью епископата Киевской митрополии.
Галичина — самый русофобский регион Украины. Именно оттуда вышла основная часть носителей идей «украинства» и бандеровщины. Достаточно сказать, что отец Степана Бандеры был униатским священником. Или почитайте письма Андрея Шептицкого (митрополита Галицкого и архиепископа Львовского. — RT) Гитлеру. Именно этот человек приветствовал немецкие войска во Львове в 1941 году.
В начале 1990-х годов униаты разгромили три православных епархии на Западной Украине — Львовскую, Франковскую и Тернопольскую. В моём родном селе в храме стоит украинский флаг с автографами боевиков одной из частей ВСУ. Это для униатов проявление, так сказать, патриотической позиции.
Бычок — типичный продукт антиправославной, русофобской политики. Публично он воздерживается от ненавистнических высказываний, но в сети нетрудно найти слова и жесты поддержки украинских боевиков.
В биографии Бычка есть один интересный факт. В США он служил под началом униатского митрополита филадельфийского Бориса Гудзяка, секретаря Иосифа Слепого — лютого русофоба и преемника Шептицкого. Гудзяк откровенно призывал людей выходить на майдан и наслаждаться там «духом свободы». Я думаю, именно Гудзяк пролоббировал присвоение Бычку сана кардинала.
У Гудзяка очень широкие связи в Демократической партии США, и он пользовался деньгами USAID. Однако власть в Вашингтоне сейчас другая. Киев может попытаться сыграть в политическую игру в стремлении продвинуть Бычка или завязать контакты с фаворитами, но поддержку от США вряд ли получит.
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин:
— Бычок получил от Франциска кардинальскую шапку, скорее всего, за то, что отвечает за служение среди униатов большой части света — Австралии и Океании. Для папы это была символическая поддержка украинских греко-католиков и не более того. Личность Бычка здесь роли не сыграла.
На самом деле у Ватикана сложные отношения с униатами. Епископат греко-католиков занимает очень воинственную позицию, которая раздражала Франциска. Покойный папа постоянно призывал к миру и осуждал гонку вооружений.
С этой точки зрения появление Бычка в рейтингах кандидатов — это знак присутствия партии войны на выборах понтифика. Безусловно, само упоминание Бычка, равно как и обсуждение развязывания войны в ходе похорон понтифика со стороны европейских политиков, это лицемерие и оскорбление памяти Франциска.
Президент фонда «Возвращение», политолог Юрий Бондаренко:
— Полагаю, что личность в данном вопросе значения не имеет. Все украинские кардиналы — это «шестёрки». Так называемые украинские священники призывали людей выходить на майданы, а потом благословляли ВСУ и радикалов на военные преступления.

— Как бы вы оценили шансы Бычка стать новым Папой Римским?
Руслан Калинчук:
— Аппаратное влияние Зеленского на процессы в Ватикане ничтожно. Сам Бычок не знает кулуарных хитросплетений, никакого веса у него нет. К тому же, он слишком молодой — ему всего 45 лет.
Основная битва развернётся между такими зубрами, как госсекретарь Святого престола Пьетро Паролин и лидер левоглобалистского крыла католической церкви Маттео Дзуппи. Есть серьёзные шансы и у представителей правоглобалистов, то есть так называемых консерваторов.
Выборы понтифика станут отражением происходящей перестройки мирового порядка. На повестке дня Ватикана будут находиться глобальные вопросы, а не местечковый украинский кризис.
Роман Лункин:
— Появление этого кандидата (Миколы Бычка. — RT) больше напоминает политическую акцию, в которой задействованы СМИ, поддерживающие на плаву украинскую тематику. Номинально любой католик может стать Папой Римским. Но в реальности оснований полагать, что греко-католик из Австралии может претендовать на этот Святой Престол, нет.
Значение украинского кризиса в грядущем избрании понтифика будет слабым. Вероятность избрания Бычка трудно обсуждать всерьёз. По-настоящему хорошие шансы есть у Пьетро Паролина. Он грамотный дипломат, умело взаимодействует с Россией и РПЦ. Маловероятно, что и другие кардиналы станут грубо попирать миротворческое наследие Франциска.
— Насколько важны для Киева отношения с Ватиканом?
Политолог Владимир Скачко:
— Католичество, конечно, представлено на Украине, но не является по-настоящему важной конфессией. Тем не менее Киев хотел бы, чтобы Ватикан предоставил патриарший титул Украинской греко-католической церкви или одобрил слияние греко-католической церкви с раскольнической так называемой православной церковью Украины.
Как итог такого сценария — на уровне организационных структур православие исчезнет, а тот же Бычок мог бы стать патриархом.
В Киеве наверняка понимают, что реальным кандидатом их кардинал (Бычок. — RT) не является. Поэтому режим Зеленского будет пытаться наладить связи с подлинными претендентами в надежде, что они всё же будут идти ему навстречу.

Роман Лункин:
— Если новый понтифик будет привержен наследию Франциска, то отношения Ватикана и Киева в лучшую сторону не изменятся. Напомню, что греко-католики и постмайданные правители Украины обиделись на Святой престол за расширение диалога с Русской православной церковью и так называемую Гаванскую декларацию 2016 года, заключённую между патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Франциском.
С 2022 года униаты и офис Зеленского стремились рассорить Ватикан с Москвой. Однако Франциск сохранил сдержанность и предостерегал вовлечённые в конфликт стороны от эскалации и милитаризации.
Свежие комментарии