На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

RT Russia

11 515 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    Киевские власти уже продали коллективному Западу больше половины территории Украины.Трамп: Украина до...
  • Vladimir Lioubimcev
    Всю жизнь с заткнутыми ушами не прожить...Касаткина: после ...
  • Владимир Степанян
    Нельзя верить США, а ЕС тем более. Любое перемирие враг использует для ротации, до вооружения, перегруппировки сил. О...Reuters: Украина ...

Позитивная переоценка: Мишустин заявил о росте экономики России на 4,3% в 2024 году

В 2024 году объём ВВП России вырос на 4,3%, что превзошло изначальные оценки властей и оказалось существенно выше, чем в странах — инициаторах санкций. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин. По его словам, рост экономики привёл к увеличению числа рабочих мест и инвестиций. Тем не менее глава кабмина призвал готовиться к новым внешним вызовам и прорабатывать самые разные сценарии развития событий.

Одним из ключевых рисков могут стать торговые войны Соединённых Штатов, считают в Минфине РФ. Действия США уже вызвали падение цен на нефть, и на этом фоне российские власти хотят пересмотреть параметры бюджетного правила, чтобы повысить устойчивость госфинансов к возможным шокам.

Объём ВВП России в 2024 году вырос на 4,3%, а не на 4,1%, как считалось прежде. Такие уточнённые данные в среду, 23 апреля, представил премьер-министр Михаил Мишустин.

«Это больше, чем в 2023 году, когда динамика тоже была достаточно высокой. Во всяком случае, существенно превышала показатели тех стран, которые ввели против России санкции», — заявил Мишустин на заседании расширенной коллегии Министерства финансов.

По его словам, рост экономики привёл к увеличению инвестиций и количества рабочих мест в стране. При этом дефицит федерального бюджета остался в запланированных значениях, а уровень государственного долга снизился по отношению к ВВП, отметил глава кабмина.

«Больше доходов позволило обеспечить и больше мер поддержки. Только на социальную политику в прошлом году из федерального бюджета направили почти 8 трлн рублей. Были проиндексированы ежемесячные выплаты и пособия, пенсии, материнский капитал. Улучшили жилищные условия свыше 4 млн семей», — добавил премьер.

Напомним, после начала СВО в 2022 году Соединённые Штаты и Европа вместе со своими союзниками стали объявлять о беспрецедентных по своему масштабу экономических санкциях против России. Всего, по оценке властей РФ, в отношении физических и юридических лиц страны уже действует почти 29 тыс. различных ограничений. Это больше, чем против всех остальных подсанкционных государств, вместе взятых.

Рестрикции, в частности, затронули энергетику, финансовый сектор, банковскую отрасль, авиацию и торговлю. Наряду с этим была заморожена почти половина золотовалютных резервов страны (на $300 млрд), а многие международные компании объявили об уходе из РФ.

В этих условиях некоторые аналитики изначально предрекали российской экономике обвал на 10—25% в 2022 году. Тем не менее реальное снижение составило лишь 1,4%. Таким образом, спад ВВП оказался менее глубоким, чем в пандемийном 2020-м (2,7%) и кризисных 2015 (2%) и 2009 (7,8%) годах, свидетельствуют материалы Международного валютного фонда.

Более того, прежде специалисты МВФ, Всемирного банка, Еврокомиссии, ОЭСР и других организаций предполагали, что в 2023 году ВВП России продолжит сокращаться. Но на практике экономика страны не просто вернулась на положительную траекторию, но и превысила докризисные уровни, прибавив 4,1%, а в 2024-м превзошла и этот результат.

«Рост ВВП России сразу на 4,3% в прошлом году обусловлен несколькими факторами. Во-первых, увеличился внутренний спрос на фоне действующих мер господдержки населения и роста потребительских расходов. Во-вторых, ряд секторов экономики, включая АПК и IT, показали значительный рост благодаря адаптации к новым условиям. Кроме того, некоторые компании нашли новые рынки сбыта, что также способствовало росту», — объяснил RT старший аналитик компании AMCH Даниил Тюнь.

В то же время темпы экономического роста в странах — инициаторах санкций оказались в значительно ниже, чем в России. Например, ВВП США в 2024 году вырос только на 2,8%, Южной Кореи — на 2%, Канады — на 1,5%, Франции — на 1,1%, Италии — на 0,7%, а Японии — на 0,1%. В свою очередь, экономика Германии сократилась на 0,2%, говорится в обзоре МВФ.

Gettyimages.ru krblokhin

Как рассказал RT финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов, страны, вводившие санкции против России, столкнулись с замедлением экономического роста в первую очередь из-за нарушения сложившихся энергетических и торговых связей. Особенно, по словам эксперта, пострадала Германия, где отказ от российского газа привёл к резкому удорожанию энергоресурсов, что негативно сказалось на конкурентоспособности энергоёмких производств — химической и металлургической промышленности. Схожие проблемы возникли в Италии и странах Восточной Европы, где доля энергоносителей из РФ традиционно была высокой, отметил эксперт.

«Дополнительное давление испытали экономики транзитных государств, таких как Польша и страны Балтии, которым пришлось перестраивать инфраструктуру и логистические цепочки. ЕС начал закупать более дорогой СПГ, что усилило инфляционное давление и затормозило постпандемийное восстановление. Япония и Южная Корея, ограничившие поставки высокотехнологичной продукции в РФ, потеряли часть рынка сбыта и были вынуждены перестраивать глобальные цепочки поставок, что также отразилось на их темпах роста», — добавил Антонов.

Новые правила для бюджета

Хотя экономика России справилась с санкционным давлением, перед страной по-прежнему стоят задачи по сдерживанию инфляции и укреплению своего финансового суверенитета, отметил Михаил Мишустин. Наряду с этим глава кабмина призвал уделять особое внимание мерам по профилактике бюджетных рисков и макроэкономической стабильности.

«Устойчивость к внешним вызовам, обусловленным различными сценариями дестабилизации мировой экономики, — это ключевой показатель и одновременно результат ответственной государственной политики, возможности исполнения обязательств. Надо быть, конечно, готовыми к изменению ситуации, прорабатывать самые различные сценарии с учётом конъюнктуры», — подчеркнул премьер-министр.

Похожую точку зрения во время заседания коллегии Минфина выразил глава ведомства Антон Силуанов. По его словам, за последние годы России уже удалось существенно снизить свою зависимость от экспорта энергоресурсов, а доля нефтегазовых поступлений в бюджет сократилась с 50 до 25%. Тем не менее в условиях растущей неопределённости в глобальной экономике стране требуется принять дополнительные меры для повышения устойчивости государственных финансов, считает министр.

«Сейчас главный риск — это разворачивание торговых войн, и соответственно, снижение экспортных возможностей стран, в том числе и России... Поэтому какая задача? Настроить бюджетное правило для минимизации внешних рисков, а ликвидные активы ФНБ нужно довести до уровня трёхлетнего бесперебойного финансирования расходных обязательств при стрессовом развитии ситуации на нефтяном рынке. Это будет являться залогом устойчивости бюджетных финансов и в целом финансовой системы страны», — заявил Силуанов.

Напомним, бюджетное правило направлено на создание финансовой подушки безопасности для экономики. В рамках этого механизма, если стоимость нефти поднимается выше так называемой цены отсечения (сейчас это около $60 за баррель), то государство направляет нефтегазовые сверхдоходы (деньги, полученные от продажи сырья дороже цены отсечения) на пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ).

В случае удешевления нефти и падения её стоимости ниже цены отсечения власти начинают тратить накопленные в ФНБ деньги на текущие расходы. Это позволяет смягчить негативное влияние внешних шоков на экономику.

Gettyimages.ru Diy13

После того, как в начале апреля 2025-го президент США Дональд Трамп объявил о введении импортных пошлин против более чем 200 стран, мировые цены на нефть резко упали из-за опасений о возможном наступлении глобальной рецессии и снижении спроса на топливо. Так, за первую неделю месяца российское энергосырьё марки Urals подешевело с $67—69 до $51—52 за баррель. Хотя сейчас котировки уже частично восстановились и колеблются вблизи $59—62, нынешняя цена отсечения больше не актуальна, уверен Антон Силуанов.

«Бюджетное правило определяет базовую цену на уровне $60 за баррель, правда, сегодня эта отсечка, вероятно, уже не отвечает вызовам времени... Надо приводить расходы в соответствие с новыми реалиями. Возможно ли это сделать? Да. Придётся где-то быть скромнее в наших желаниях, обеспечить большую отдачу на каждый бюджетный рубль», — добавил глава Минфина.

Поскольку ситуация вокруг американских пошлин по-прежнему остаётся неопределённой и нефтяные котировки вновь могут заметно снизиться, российский Минфин, вероятно, уменьшит цену отсечения в бюджетном правиле, считает Владислав Антонов. По его мнению, это позволит лучше адаптировать расходы казны к относительно низкой стоимости сырья.

«Власти смогут оперативнее реагировать на изменения нефтяной конъюнктуры, своевременно корректируя бюджетную политику. Такой подход может усилить защитные механизмы экономики при неблагоприятных сценариях, однако требует тщательной калибровки, чтобы обеспечить оптимальный баланс между текущими потребностями бюджета и сохранением достаточного объёма резервов для долгосрочной финансовой устойчивости», — заключил Антонов.

 

Ссылка на первоисточник
наверх