Китай и США договорились о временном перемирии в торговой войне. В рамках инициативы Пекин снизит пошлины на американскую продукцию с 125 до 10%, а Вашингтон опустит тарифную ставку для товаров из КНР с 145 до 35%. Послабления будут действовать три месяца, и в течение этого времени стороны планируют продолжить диалог, чтобы сделать взаимный товарооборот более сбалансированным.
В Китае подчеркнули, что не хотят продолжать противостояние, но и не боятся его, поэтому если Штаты вновь решатся на эскалацию, азиатская республика решительно ответит. Стоит ли ожидать завершения торговой войны — в материале RT.Китай и США договорились о значительном снижении взаимных торговых барьеров. Такое заявление в понедельник, 12 мая, сделал министр финансов Соединённых Штатов Скотт Бессент.
Стороны условились на 90 дней опустить уровень введённых против друг друга пошлин сразу на 115 процентных пунктов. В результате размер тарифов КНР на импорт американской продукции сократится с 125 до 10%, а ставка США для китайских товаров — с 145 до 35%.
«Обе делегации сошлись на том, что ни та, ни другая сторона не желают разрыва (экономических. — RT) связей. И то, что происходило ранее с введением очень высоких пошлин было… эквивалентно эмбарго, чего ни та, ни другая сторона не желают. Мы хотим, чтобы торговля велась, чтобы она была более сбалансированной, и я полагаю, обе стороны привержены достижению этой цели», — сказал Бессент по итогам двусторонних переговоров в Швейцарии.
По его словам, в Вашингтоне хотят, чтобы Китай открылся для большего объёма американской продукции. В этой связи в ходе дальнейших переговоров планируется рассмотреть соглашения о закупках, которые помогли бы перейти «от величайшего дефицита в двусторонней торговле к равновесию», добавил глава Минфина США.
Пекин, в свою очередь, считает взаимное снижение пошлин важным шагом, который не только соответствует ожиданиям китайских и американских производителей и потребителей, но и отвечает интересам обеих стран и всего мира. Об этом говорится в опубликованном в понедельник заявлении Министерства коммерции КНР.
В ведомстве выразили надежду, что Соединённые Штаты продолжат работать вместе с Китаем «над полным исправлением неправильной практики одностороннего повышения тарифов» и будут укреплять взаимовыгодное сотрудничество. Между тем вице-премьер Госсовета КНР Хэ Лифэн отметил, что в случае очередной эскалации со стороны США азиатская республика не оставит действия Вашингтона без ответа.
«В торговой войне нет победителей. Китай не хочет ввязываться в торговую войну, но и не боится её. Если американская сторона будет упорно ущемлять права и интересы Китая, то КНР будет решительно отвечать и биться до конца», — подчеркнул Хэ Лифэн.
Тарифные качели
Напомним, ещё в феврале текущего года президент США Дональд Трамп ввёл повышенные тарифы в размере 25% на импорт стали и алюминия, а в марте обложил пошлинами ряд товаров из Китая, Канады и Мексики. При этом в начале апреля глава Белого дома объявил чрезвычайное положение в Соединённых Штатах и ограничил поставки продукции более чем из 200 государств. Своё решение Трамп объяснил угрозой растущего торгового дефицита для национальной безопасности и американской экономики.
По его словам, многие годы США покупали за границей гораздо больше товаров, чем сами продавали за рубеж, а это не давало стране увеличивать производственные мощности и делало американский ВПК зависимым от иностранцев. На этом фоне, по мнению Трампа, введение тарифных барьеров могло бы привести к перемещению производств в Штаты, что создало бы рабочие места и снизило зависимость от внешних рынков, а также помогло бы частично закрыть дыру в бюджете и сократить торговый дефицит.

Для большинства государств с 5 апреля американская администрация ввела импортные пошлины в размере 10%, а для остальных с 9-го числа установила индивидуальные торговые барьеры. Например, в отношении продукции из Евросоюза начала действовать тарифная ставка 20%, из Японии — 24%, из Индии — 26%, из Китая — 34%, из Таиланда — 36%, а из Вьетнама — 46%. Любопытно, что в ограничительный список США добавили даже Украину (с пошлиной 10%), но не внесли Россию.
После масштабного введения пошлин многие страны обратились к Вашингтону с просьбой начать переговоры, чтобы обсудить снижение или снятие барьеров. Американский президент поначалу высмеял это поведение и заявил, что из-за установленных ограничений многие страны «целуют его в задницу» и предлагают сделать «что угодно» для заключения новых торговых сделок. Тем не менее вскоре американская администрация решила снизить тарифы до 10% на 90 дней для всех стран, кроме Китая.
Решение сохранить высокие пошлины для КНР Трамп объяснял тем, что азиатская республика реагирует на действия США «не по правилам». В отличие от многих других государств, Китай не стал просить о переговорах, а ввёл зеркальные тарифы. В ответ на это Вашингтон повысил свою ставку до 125%, и то же самое сделали китайские власти. В американской администрации при этом уточнили, что общий уровень всех введённых пошлин против КНР достиг 145%.
На этом фоне в начале мая президент Соединённых Штатов сообщил о желании китайской стороны всё же сесть за стол переговоров. В КНР между тем опровергли слова Дональда Трампа и подчеркнули, что именно Вашингтон запросил проведение двусторонней встречи.
«Американская сторона недавно обратилась к Китаю по различным каналам, всячески демонстрируя своё желание взаимодействовать с Китаем по тарифам и другим связанным с ними вопросам. Внимательно оценив заявления США, Китай решил согласиться на проведение переговоров. Переговоры проводятся по просьбе американской стороны», — заявили в посольстве КНР в Вашингтоне.
Как рассказала RT эксперт Фонда экономической политики Ольга Пономарёва, введённые пошлины стали отрицательно сказываться на компаниях обеих стран. В частности, импортёрам сельскохозяйственной продукции в Китае и покупателям большого числа товаров в США пришлось приостанавливать выполнение или полностью отменять заказы в силу беспрецедентно высоких тарифных ставок. Проявившиеся негативные эффекты стали важным импульсом для начала переговоров, считает специалист.
«Тарифы продемонстрировали жёсткость позиции США и Китая в вопросе взаимного внешнеэкономического давления, показали краткосрочные эффекты таких кардинальных мер и сформировали почву для развития переговоров. Временное снижение пошлин — это, конечно, только начало процесса, если стороны серьёзно нацелены на разрешение сформировавшихся за последние десятилетия внешнеэкономических дисбалансов двустороннего взаимодействия», — добавила собеседница RT.
«Трамп понял, что переборщил»
Решение Китая и США снизить взаимные пошлины вызвало волну оптимизма на мировых рынках. Так, на торгах понедельника в США индекс Dow Jones (отслеживает динамику стоимости акций крупнейших промышленных компаний страны) рос на 2,6%, корпоративный S&P 500 — на 3,1%, а высокотехнологичный NASDAQ — на 4,2%.
Похожую динамику показали котировки азиатских, европейских и российских ценных бумаг. В частности, индекс Шанхайской биржи SSE Composite поднимался на 0,9%, гонконгский Hang Seng — на 3,6%, южнокорейский KOSPI — на 1,2%, британский FTSE 100 — на 1%, французский CAC и немецкий DAX — на 1,8%, а индекс Мосбиржи — на 3,4%.
Заметный рост наблюдался и на нефтяном рынке. Так, сырьё эталонной марки Brent на бирже ICE в Лондоне дорожало на 3,4% — $66,38 за баррель, а стоимость американской WTI поднималась на 3,7% — до $63,59 за баррель.

Напомним, апрельское введение пошлин администрацией США против большинства стран мира привело к панике на рынках. В тот момент фондовые котировки и цены на нефть рухнули, а инвесторы стали массово продавать доллары и покупать золото в качестве более надёжного актива для сбережения денег. В результате цена драгметалла установила исторический рекорд, а стоимость американской валюты на глобальных торгах обновила трёхлетний минимум.
Одновременно Международный валютный фонд ухудшил свой экономический прогноз для всего мира на текущий год и, в частности, понизил оценку роста ВВП США. Всё это также могло стать одном из поводов для американской администрации уменьшить размер введённых пошлин, в том числе против Китая.
«Пошлины для Трампа — это инструмент для переговоров с торговыми партнёрами в целях получения наибольших выгод. В понимании американского президента многие страны получают большие выгоды от свободного доступа на рынок США, и этими выгодами надо делиться с самими Штатами. Делиться можно в виде тарифов или других уступок. При этом на главу Белого дома воздействует его окружение и реакция инвесторов. Видимо, Трамп понял, что переборщил с тарифами и их придётся понизить, чтобы не навредить собственной экономике», — объяснил Ичкитидзе.
Тем не менее в настоящий момент пока рано говорить об урегулировании противоречий Штатов со своими торговыми партнёрами, считает Ольга Пономарёва. По её словам, неопределённость относительно выстраивания переговорных процессов, особенно с Китаем, остаётся высокой, и этому способствует общий стиль торговой политики Трампа.
«Достаточно вспомнить первый этап американо-китайской торговой войны, когда в конце 2018 года тоже было объявлено о переговорах, а весной 2019-го последовали новые тарифы. Переговоры с Китаем требуют времени, поскольку многие вопросы являются чувствительными для обеих стран: это и технологическое взаимодействие, и защита прав интеллектуальной собственности, и ценовое регулирование, и валютная политика, и государственное субсидирование китайских компаний. Спектр претензий США к Китаю остаётся широким, что однозначно отразится на развитии предстоящих обсуждений», — объяснила Пономарёва.
По её мнению, в случае очередной эскалации мировые рынки вновь могут отреагировать краткосрочными колебаниями. Впрочем, согласно оценке Юрия Ичкитидзе, вероятность новой волны напряжённости в американо-китайских торговых отношениях пока остаётся низкой.
«Думаю, текущий уровень пошлин с Китаем надо включать в базовый сценарий. Высоковероятно, что они останутся на таком же уровне и по прошествии обозначенных 90 дней. По крайней мере, не повысятся. Если же высокие тарифы будут возвращены, торговля между США и Китаем сократится примерно на 50%», — заключил собеседник RT.
Свежие комментарии