
Первые соревнования русской тройки как национального вида спорта прошли 7 и 8 февраля под Вологдой. Победителем стали экипажи из Вологодской области. «Троечникам», как называют себя сами наездники, удалось сохранить национальное конное искусство не в последнюю очередь благодаря энтузиазму. Как отмечают специалисты, русская тройка — настоящий символ красоты и скорости — занимает особое место в истории России, став её культурным достоянием.
Всероссийский фестиваль «Русская тройка» состоялся 7 и 8 февраля в Вологодской области. В рамках этого мероприятия прошёл первый этап Кубка России по русским тройкам.
Русская тройка — национальный спорт
Напомним, 23 января 2026 года было принято решение комиссии Министерства спорта Российской Федерации о включении русской тройки во Всероссийский реестр видов спорта в статусе национального вида спорта.
«До этого русская тройка не имела никакого правового положения, являясь, по сути, увлечением группы энтузиастов», — рассказал RT исполнительный директор Содружества мастеров и любителей русской тройки Алексей Плотников.
По его словам, ранее она не относилась ни к сфере культуры, ни к спорту, что тормозило системное развитие катания на тройке как конной спортивной дисциплины.
«Для меня этот проект начался в прошлом году, когда мне позвонил Дмитрий Киселёв и сказал, что к нему пришли конники, которые умеют съезжать тройки. Их в нашей стране осталось человек семь-восемь. Самому молодому из них за 50. Ещё лет десять, максимум 15 — и мы утратили бы русскую тройку как национальное достояние, наследие, традицию. Нужно было предпринять усилия, чтобы дать новый импульс развитию этого живого воплощения русской культуры», — рассказал Алексей Плотников.
Он отметил, что нигде в мире, кроме России, а затем и Советского Союза, русская тройка не культивировалась.
«Не с кем было соревноваться на международном уровне. Потом были тяжёлые 1990-е, хотя символом России тройка быть не перестала, если вспомнить даже первую заставку программы «Вести», — констатировал Плотников.
Теперь же, когда русская тройка признана видом спорта, запущен целый комплекс процессов. Как отмечает Плотников, начинается работа по созданию Общероссийской спортивной федерации русской тройки, формированию региональных центров и включению дисциплины в систему спортивных школ. В перспективе это должно привести к появлению новых наездников, тренеров, экипажей и регулярных соревнований.

«Адреналина всё равно не хватало»
Как отмечают специалисты, фестиваль под Вологдой ознаменовал собой новый этап в современной истории тройки.
В мероприятии участвовали троечные экипажи из четырёх регионов: Архангельской, Вологодской, Московской областей, а также Москвы, которую представлял мастер-наездник, президент содружества любителей русской тройки Андрей Корчагин.
«Я занимался конкуром, но адреналина всё равно не хватало», — вспоминает наездник.
Всё изменилось после поездки на соревнования в Кострому, где он впервые увидел русские тройки в движении.
«Когда они пронеслись, я понял: всё, мы будем заниматься тройками», — говорит Корчагин.
Его наставником был Владимир Фомин — человек, которого в среде «троечников» называют легендой.
«Мне сразу сказали: если хочешь учиться — будешь делать всё так, как он скажет. И я делаю до сих пор», — рассказывает Корчагин.
В 1959 году Фомин был командирован в США, чтобы сопроводить тройку, подаренную советским лидером Никитой Хрущёвым американскому промышленнику Сайрусу Итону.
«В воскресенье, 18 января, несмотря на холодную погоду, около 15 тыс. жителей Кливленда собрались на ипподроме в Кливленде, штат Огайо, чтобы посмотреть единственную имевшуюся в Соединённых Штатах тройку», — писала газета «Правда» об этом событии, ссылаясь на американскую прессу.
Первыми по ипподрому проехали сам Итон и сын покойного президента Рузвельта.

Русскую тройку показывали на выставках в США и Канаде.
«Публика горячо приветствовала нас и приходила в восторг, когда на коротком отрезке (длина круга не более 300 м) я пускал тройку в предельную резвость, а потом на полном бегу её останавливал», — вспоминал Владимир Фомин.
Он рассказывал, что ему неоднократно приходилось выступать на радио, отвечать на вопросы репортёров, а американская пресса долго делилась с публикой всем, что удавалось узнать от русских об их тройке.
Тройка, подаренная Сайрусу Итону, состояла из орловских рысаков и была съезжена в Тамбовской государственной конюшне, а затем на Московском ипподроме. Её составляли жеребцы: коренник по кличке Натурщик и пристяжные Отклик и Конус.

«Символ статуса»
В России тройка была самым быстрым способом перемещения по просторам страны. Её использовали для доставки почты, грузов и седоков. Скорость достигалась за счёт съезженности лошадей, которая позволяла им двигаться разным аллюром. Центральная лошадь в тройке — коренная, — запряжённая в оглобли, жёстко соединённые с коляской, бежит рысью, что делает комфортным перемещение в повозке или в санях. А с двух сторон лошади пристёгнуты — пристяжные — и бегут галопом, задавая скорость.

Ведущий научный сотрудник Музея коневодства Тимирязевской академии Юлия Кузнецова отмечает, что тройка сформировалась задолго до появления орловского рысака.
«Но именно орловцы сделали её символом статуса и скорости», — говорит она.
До появления этой породы лошадей, особенно коренных, приходилось отбирать по способностям к рысистому бегу. А граф Алексей Орлов-Чесменский вывел породу, которая передавала бы рысистость по наследству.

Юлия Кузнецова рассказала RT, что это был государственный заказ, с которым граф, как человек деятельный и состоятельный, не только успешно справился, но и перевыполнил его.
«Он вывел не одну, а две породы: орловскую рысистую — упряжную лошадь — и орловскую верховую. Залогом его удачи было приобретение уникального арабского жеребца по имени Сметанка, которого граф купил за 60 тыс. рублей серебром — бешеные деньги на тот момент. Он увидел в нём те качества, которые должны быть в рысаке: летящую, лёгкую, размашистую рысь. И не ошибся», — подчеркнула Кузнецова.
От Сметанки пошла линия, давшая России одну из самых узнаваемых конных пород.
«Серая масть, которая со временем светлеет, — одна из отличительных черт орловцев», — поясняет Кузнецова.

Красота и скорость
Французский корреспондент газеты Le Gaulois Луи Тест, аккредитованный в Москву на коронацию императора Александра III, в 1883 году как особую достопримечательность России описывал une troïka: «Очень красивая упряжь, специально русская: три лошади запряжены в маленькую телегу, причём каждая из трёх лошадей бежит различным аллюром».
Особая черта тройки — бубенчики и поддужные колокольчики.
«Раньше это были аналоги современных мигалок — предупреждение, что едет почтовая тройка или важный человек», — отметил Андрей Корчагин.

Он также обратил внимание на то, что русская тройка — это не только красивая упряжь, но и экстремальная скорость.
«Англичане предлагали сравнить их четвёрку и нашу тройку: провести два старта у них, два — у нас. Но потом изменилась политическая ситуация, и забег отложили. Хотя сейчас снова оживились», — рассказывает он.
В Европе существуют клубы любителей русской тройки, представители которых прежде приезжали на мастер-классы, добавил Корчагин.
«Они говорили, что всё знают о России и о русской тройке. Но однажды я предложил бельгийцу сесть со мной в тройку во время соревнований. Он так вцепился в вожжи, что мы не могли их вырвать у него. После финиша он извинился и сказал: «Мы ничего не знаем ни о России, ни о русских тройках», — поделился наездник.
Свежие комментарии