Актриса Екатерина Савинова снялась в трёх десятках фильмов, но зрители её навсегда запомнили как Фросю Бурлакову из ленты «Приходите завтра…» Она трагически погибла 55 лет назад. RT рассказывает, что общего у Савиновой и Бурлаковой, в чём заключалось «пырьевское проклятье» и что за страшная болезнь сразила артистку.
«Хоть уборщицей, но в театр»
Екатерина Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка (Алтайский край, тогда назывался Сибирским), в многодетной семье крестьян-бедняков. Отец Фёдор Яковлевич происходил из батраков, окончил три класса церковно-приходской школы, работал счетоводом в колхозе. Мать Мария Семёновна с семи лет работала няней для детей местного купца, а когда те выросли и уехали учиться в Петербург, стала кухаркой и прачкой. Грамоте и счёту её научили собственные дочери.
Семья Савиновых была большой, дружной и очень музыкальной. «Жили бедно, но весело, — вспоминала старшая сестра Екатерины Мария. — Приезжая домой из Петербурга, дети купца много рассказывали [нашей матери], пели арии из опер, романсы, песни. «Пиковая дама», «Иоланта» и др. Когда мы стали подрастать, мама как сказки рассказывала содержание опер и пела отрывки из арий, а мы подпевали ей».
«Очень любили петь, пели всегда, а особенно по вечерам, когда собирались все дома, садились на крыльцо или около костра (тогда ужин варили на улицах), пели так хорошо и так задушевно, что мы, соседи, заслушивались», — отмечала подруга Савиновой Евдокия Кулешова. Кстати, девичью фамилию подруги — Бурлакова — актриса позаимствует позже для своей героини Фроси.
Катя с раннего детства мечтала стать артисткой, вспоминает её старшая сестра: «Она говорила так: «Хоть уборщицей, но в театр». Рассуждала, что выучит все главные женские роли и вдруг актриса заболеет или ещё что случится — я и предложу сыграть».

«За время учебы в школе принимала активное участие в художественной самодеятельности, — писала Екатерина Савинова в мемуарах. — Выступала с танцами, песнями, но моей стихией было участие в постановке пьес, почти в каждой постановке, которая ставилась в школе, я принимала участие».
Школу Екатерина окончила в 1944 году и твёрдо решила ехать в Москву, где жил её старший брат Александр, и поступать в театральный. Мать Савиновой отговаривала её: время военное, трудное, дочку было не во что даже одеть. Но дочка смогла переубедить её.
«Тогда Мария Семёновна обменяла последнюю картошку у эвакуированных литовцев (в то время их много жило в Ельцовке) на шерстяное платьице, голубенькое с белым воротничком, в котором Катя и приехала в Москву. И, наверное, не случайно в кинофильме «Приходите завтра…» есть фрагменты, где Катя говорит о мамином праздничном платье», — рассказывала Евдокия Бурлакова.
Подруга Савиновой отмечает, что это не единственный автобиографичный момент в картине: «Например, Фрося пишет письмо домой, в далёкую Ельцовку, передаёт приветы её жителям, соседям и одноклассникам, называя подлинные фамилии».
«Пришлось ударить по лицу»
Во ВГИК Екатерина поступила со второй попытки. В вузе она познакомилась с однокурсником Евгением Ташковым, который в будущем станет её мужем и режиссёром «Приходите завтра…» Первой ролью Савиной считается Любочка в «Кубанских казаках» (режиссёр Иван Пырьев). После этого в течение десяти лет крупных ролей у неё не было. Муж Екатерины находил этому два объяснения. Первое: как актриса она так глубоко погружалась в ту или иную роль, что со стороны могло показаться, что дальше этого амплуа она не способна пойти. А второе было связано с «пырьевским проклятьем».
«Пырьев влюбился в неё, добивался расположения, но получил решительный отпор. Однажды ей даже пришлось ударить его по лицу. Говорили, что он был очень мстительным, что называется, не умрёт, пока не отомстит, — рассказывал Евгений Ташков. — Утвердив Катю на роль Фроськи Блиновой в фильме «Возвращение Василия Бортникова», Всеволод Пудовкин был вынужден потом извиняться: «Не могу». То же самое повторялось с другими режиссёрами. Катя не могла понять, в чём дело. Это страшная трагедия. О негласной директиве «Савинову не снимать» мы узнали уже позже. Работала на тех киностудиях, где Пырьев уже не доставал».
О том, что некий «режиссёр картины, по совместительству высокий чиновник от искусства» принял непосредственное участие в судьбе Екатерины, позже говорил и актёр Леонид Филатов.
«В какой бы основательной, серьёзной картине она ни была утверждена, несмотря на охоту режиссёров её снимать, потому что все понимали масштаб её дарования — она не снималась в этих картинах, — вспоминал он. — Постоянно поступал «высокий» запрет, и Савинова снималась только в таких проходных, никчёмных, маленьких, неинтересных ролях».

Работа над картиной «Приходите завтра…» началась в 1963 году. Сценарий муж и жена писали вместе. «Когда была снята чуть ли не треть картины, приехали два представителя из Москвы, прочитали сценарий, посмотрели отснятый материал и решили: «Картину немедленно закрыть! Большего безобразия, идиотизма и бездарности мы давно уже не видели!». В итоге всё-таки убедил их в том, что съёмки надо продолжать. Но эта история стала для меня очень хорошим уроком. Неслучайно говорят: «Дуракам полработы не показывают». Потом так я и поступал. Иначе зарубят на корню», — вспоминал Евгений Ташков.
«Лечили не так и не тем»
Во время работы над фильмом актриса сильно заболела. «Катя очень любила парное молоко, покупала его на базаре и, как потом выяснилось, подхватила бруцеллёз. Он бродил в ней месяцев восемь, ничем, кроме повышенной температуры, о которой Катя никому не говорила, себя не проявляя. А на фильме «Приходите завтра...», где за тридцать сентябрьских дней у нас был тридцать один съёмочный день, то есть «молотили» со страшной силой, на пределе нервного истощения, — Катя слегла, съёмку прекратили на год», — говорил супруг Савиновой. После съёмок в фильме Ташкова, Екатерина сыграла только ещё одну крупную роль — кухарки Матрёны в «Женитьбе Бальзаминова».

По словам Евгения Ташкова, в случае с его женой бруцеллёз дал осложнения на мозг, при этом долгое время врачи не могли поставить актрисе точный диагноз. Когда же это наконец произошло, профессор из Одессы сосредоточился на лечении этой болезни и упустил из виду то, что стало её следствием.
«Катя болела девять лет. Раз тринадцать лежала в больнице. Но были и периоды затишья. И тогда мы с ней ездили с концертами по стране. Надо же было на что-то жить», — рассказывал он.
Подруга Савиновой, бывшая актриса Ольга Гобзева, виделась с ней за год до гибели: «Я видела, что Катя человек уже больной. Но душа её была очень щедра. Разные бывают люди. Бывают люди больные — неприятные, их как-то страшно слушать. А она была в этой болезни невероятно обаятельной».
В 1970 году Екатерина Савинова уехала к старшей сестре в Новосибирск. 25 апреля вымыла пол, прибралась в квартире, надела своё самое нарядное платье и ушла на узловую станцию города. Там она погибла под колёсами поезда. Актрисе было всего 43 года.
«Загубили мы Катю, конечно, — говорил Евгений Ташков. — Лечили не так и не тем. В 1973 году, через три года после её смерти, мне попалась книга «Проблемы лечебного голодания» под общей редакцией психиатра, доктора медицинских наук Юрия Николаева. Оказывается, Катю можно было вылечить где-то за двадцать восемь дней...»
Свежие комментарии