Виктор Онопко появился на свет в Луганске, но в 1992 году принял решение выступать за сборную России по футболу и стал её опорой на долгие 12 лет. Уроженец Сычанского Сергей Семак стал капитаном национальной команды и одним из главных творцов чуда на Евро-2008. Одесситы Илья Цымбаларь и Юрий Никифоров успели провести по три матча за жёлто-синих, но, перебравшись в «Спартак», сделали выбор в пользу отечественной дружины.
А Андрей Канчельскис, хоть и имел литовские корни и родился в Кировограде, предпочёл сборную России.Виктор Онопко (Луганск) — 109 матчей за сборную России, 7 голов
Самым известным уроженцем Украины, который выступал за сборную России, безусловно, был Виктор Онопко. Футболист появился на свет в Луганске в простой советской семье: отец трудился на машиностроительном заводе разметчиком по металлу, а мать работала в заводской столовой. Юноша начинал карьеру в местной «Заре», потом перебрался в донецкий «Шахтёр». А в 1989-м талантливого защитника отправили проходить армейскую службу в киевское «Динамо».
Там на него обратил внимание легендарный наставник команды Валерий Лобановский. Он предлагал Онопко остаться, но тот понимал, что пробиться в основу будет нереально, и вернулся в «Шахтёр», где отыграл пару сезонов ещё в элитном дивизионе первенства СССР.
Во многом определяющей для него стала одна из встреч со «Спартаком», когда Виктора отметил Олег Романцев. В конце 1991-го последовало предложение о переходе. Защитник, домосед по натуре, не хотел уезжать из Донецка, но жена и тесть, бывший футболист Виктор Звягинцев, убедили его согласиться.
Так национальная команда России обрела лидера и столп обороны на 12 лет. Долгое время Онопко оставался рекордсменом по количеству матчей в её составе (109).«Для меня футбол — жизнь. Каждый вызов в сборную ценил и всерьёз боялся, что могут не пригласить. Виктор Звягинцев, мой тесть, уверяет, что самое главное — работа. Вот это и стало моим девизом по жизни. Поэтому и надрывался, стремясь быть первым всегда и везде», — объяснял Виктор в интервью изданию «Спорт день за днём».
На поле он был старателен и неуступчив, а в жизни спокоен и надёжен. Неслучайно, ему почти сразу доверили капитанскую повязку. Пожалуй, единственным чёрным пятном в сборной для него стала подпись под так называемым «Письмом четырнадцати» в 1993-м. Виктор от неё позже отказался и принял участие в чемпионате мира.
«Сейчас меня часто спрашивают, о чём в своей карьере сожалею больше всего. Обычно отвечаю отрицательно — ни о чём. Но действительно жалко, что пострадал в итоге Павел Садырин (главный тренер сборной России. — RT), который на самом деле был ни при чём и ни в чём не виноват: он не отвечал ни за экипировку, ни за премиальные, ни за гостиницы», — сетовал Онопко в разговоре со «Спорт уик-эндом».
Помимо него заиграл за сборную в начале 90-х ещё один уроженец Луганска и воспитанник «Зари» Сергей Юран. Хотя он имел возможность выступать под флагом Украины, тоже выбрал Россию. Правда, его пребывание в коллективе запомнилось в основном скандалами. Форвард, как и Онопко, отказался от подписи под «тем самым письмом» и поехал на мундиаль, но был отчислен в конце турнира из-за конфликта с Садыриным. А в 1996-м уже Романцев в последний момент не включил его в список футболистов, отправляющихся на Евро.

Юрий Никифоров (Одесса) — 55 матчей, 6 голов
Родом с Украины и многолетний партнёр Онопко по центру обороны сборной Юрий Никифоров. Только он появился на свет в Одессе. Причём начинал карьеру как нападающий и даже стал лучшим бомбардиром юношеского ЧМ-1987, который советская дружина выиграла. Но позже его перевели на позицию защитника, где он тоже блестяще себя проявил.
Как и Онопко, Никифоров проходил армейскую службу в киевском «Динамо», но закрепиться не сумел и вернулся в родной коллектив — «Черноморец». В нём он встретил распад СССР и даже отыграл сезон в первом чемпионате Украины. Более того, провёл три матча в составе жёлто-синих, в том числе первый в истории команды — с Венгрией.
Но в 1993-м вместе с Ильёй Цымбаларём согласился перебраться в «Спартак», хотя ими также интересовалось московское «Динамо».
«Сказал Илье, что хочу надеть красно-белую форму. Цымбаларь не возражал... А из Киева предложение было не слишком конкретным. Да и после двух лет, проведённых в дубле «Динамо», мне не очень хотелось возвращаться в столицу Украины», — вспоминал позже защитник.
Переехав в Москву, он сразу согласился выступать под флагом России, благо ФИФА тогда разрешала подобные переходы футболистам из стран бывшего СССР без лишних формальностей.
«Насчёт выбора между Россией и Украиной, если честно, мне тяжёло на этот вопрос ответить. Всегда говорил, что не русский и не украинец — я выходец из СССР», — признавался Никифоров в интервью еженедельнику «Футбол».
В итоге он провёл за отечественную команду 55 игр, в которых забил шесть мячей, и принял участие в финальных стадиях трёх крупных турниров (ЧМ-1994, Евро-1996 и ЧМ-2002). На время он даже уходил, но вернулся во время отборочного этапа мундиаля в Японии и Южной Корее и помог подопечным Олега Романцева туда пробиться.

Илья Цымбаларь (Одесса) — 28 матчей, 4 гола
Вместе с Никифоровым в «Спартак» из «Черноморца» перебрался его близкий друг Цымбаларь. Удивительно, но в юности он не считался настолько талантливым как товарищ и даже не привлёк внимание главного коллектива УССР. Зато уже тогда отдавал должное яркой и комбинационной игре красно-белых. А потому, когда поступило предложение от москвичей, долго не раздумывал.
«Опасались, сможем ли привыкнуть к суетливой Москве после размеренной Одессы. Когда вместе с Юрой первый раз с жёнами и детьми в московское метро спустились, чуть не очумели. Нас туда вносили и выносили, особенно в час пик. Но со временем ко всему привыкли», — вспоминал хавбек.
Талантливый, коммуникабельный футболист быстро стал своим в коллективе. А самое главное — превратился в одного из лидеров и спустя несколько лет даже получил капитанскую повязку. В итоге за «Спартак» он отыграл семь лет и собрал целую коллекцию трофеев.
Что касается выступлений на международном уровне, Цымбаларь в 1992-м тоже успел провести три матча за сборную Украины. А весной 1994-го впервые получил вызов в новую национальную команду от Садырина. Летом же попал в заявку на ЧМ.
Пожалуй, самыми яркими под российским флагом для него стали две встречи. В матче первого тура группового этапа Евро-1996 с Италией он сравнял счёт. А в 1999-м помог одержать сенсационную победу на выезде над Францией в рамках отборочного этапа Евро-2000. Романцев бросил опытного исполнителя в бой в концовке матча, попросив «что-нибудь придумать». Тот не подвёл и отдал результативный пас Валерию Карпину на пустые ворота.
К сожалению, в 2013-м любимца как украинских, так и российских болельщиков не стало. Причиной его ухода на 45-м году жизни послужили проблемы с сердцем. Сыграла свою роль и невостребованность в качестве тренера — на тот момент он более двух лет оставался без работы.

Сергей Семак (Сычанское) — 65 матчей, 4 гола
Луганщина взрастила для сборной России сразу двух капитанов. Правда, начинал карьеру Сергей Семак чуть позже Онопко, когда СССР уже распался. Причём родился даже не в областном центре, а крохотном селе Сычанское. Любовь к футболу мальчику и его братьям привил отец, который в молодости выступал за сборную области. На профессиональном уровне мужчина не заиграл и стал работать водителем. Мама же трудилась продавцом. Всерьёз в увлечение сына спортом родители не верили и даже отговаривали его.
«Боялись, что окунусь с головой в футбол, а ничего толкового из этого не выйдет. На мой аргумент: «Я очень хочу играть», у родителей был свой контрдовод: «Миллионы таких, как ты, хотят, а получается только у единиц. Поэтому и не стоит столько времени тратить на футбол», — рассказывал Семак в интервью «Спорт-Экспрессу».
Талантливый и работоспособный хавбек недолго оставался на Украине. Судьбоносной для него оказалась поездка с командой интерната «Зари» на турнир в Москву. Там его заметили представители «Асмарала», выступавшего тогда в элитном дивизионе. В РФС также не стали затягивать с приглашением игрока в юношеские и молодёжные сборные.
Дебют в главной команде состоялся во втором стыковом матче с Италией за право поехать на ЧМ-1998. Подопечные Бориса Игнатьева уступили, но молодой полузащитник, выйдя на замену, смотрелся неплохо.
Особенным для Семака, как и для всей страны, стал Евро-2008. Гус Хиддинк неожиданно не только вызвал опытного футболиста «Рубина», которого два года вообще не приглашали в сборную, но и доверил ему капитанскую повязку. В результате он сформировал трио с Игорем Семшовым и Константином Зыряновым в центре поля и отдал две результативные передачи. В том числе Зырянов забил победный мяч в ворота греков, после того как Семак выбил снаряд через себя от лицевой.

Андрей Канчельскис (Кировоград) — 36 матчей, 4 гола
У Андрея Канчельскиса после распада СССР, в отличие от партнёров, выбор был гораздо богаче. Он мог выступать за Украину, так как родился в Кировограде, начинал карьеру в местной «Звезде» и зарекомендовал себя в «Шахтёре», связать себя узами с Литвой, откуда родом был его отец Антанас, или продолжить выступление за Россию после провала на Евро-1992 в составе команды СНГ.
Полузащитник «Манчестер Юнайтед» остановился на последнем варианте, поскольку сборная РФ получила возможность принять участие в отборочном этапе к ЧМ-1994. Подопечные Садырина спокойно пробились на мундиаль, но вингеру поехать в США было не суждено. Он оказался одним из инициаторов создания «Письма четырнадцати», отослав подпись из Англии по факсу.
Только, в отличие от многих партнёров, проявил принципиальность и не отказался от неё даже после уговоров главного тренера. Спустя годы спортсмен сильно сожалел о том поступке, называя его одним из главных разочарований в карьере.
«Чемпионат мира, пропущенный мною по своей воле. Разочарование на всю жизнь. Я за всех ребят, то письмо подписавших, говорить не хочу. Но меня лично жизнь наказала. И жестоко», — сетовал Канчельскис.
В итоге, если не брать в расчёт триумф с молодёжной сборной на чемпионате Европы в 1990-м и упомянутый Евро-1992, автор последнего гола сборной СССР в истории принял участие лишь в одном крупном международном турнире — первенстве Старого Света в 1996-м.
В целом от карьеры Канчельскиса в национальной команде осталось ощущение недосказанности. Будучи одной из главных её звёзд, он не реализовал свой потенциал и в 36 матчах забил всего четыре мяча, причём только половину из них — в официальных играх. После окончания карьеры бывший футболист осел в Москве.

Свежие комментарии