После двух лет в российском плену 25-летняя Марьяна Чечелюк, освобождённая в рамках обмена с Киевом, кардинально изменила своё отношение к пережитому. Теперь она рассказывает иностранным СМИ об «ужасах плена», хотя ещё незадолго до обмена в 2024 году в интервью RT описывала условия в российской колонии как более чем комфортные: свободный доступ к душу, личная тумбочка для косметики, телевизор в камере.
Тогда она говорила, что после застенков «Азовстали», куда она попала в 2022 году вместе с боевиками нацполка «Азов»*, российский плен показался ей «раем».Марьяна Чечелюк — уроженка Мариуполя, попавшая в плен после взятия российскими войсками главного завода города — «Азовстали». История этой девушки, освобождённой спустя два года по соглашению Москвы и Киева, привлекла внимание украинских и зарубежных СМИ.
Однако комментарии Чечелюк в зарубежных медиа разительно отличаются от того, что она говорила ранее, находясь вне территории влияния киевского режима. Теперь она рассказывает в интервью об «ужасах» российского плена.
По словам Чечелюк, в плену она подвергалась пыткам, её морили голодом — она якобы находилась в предсмертном состоянии.
Незадолго до обмена на российских солдат, который состоялся 22 июня 2024 года, RT взял у Чечелюк интервью, в котором девушка сообщала совсем другие подробности своего пребывания в качестве пленной в России.
«Могли уехать, но я боялась»
В 2022 году Марьяна Чечелюк служила в мариупольской полиции и состояла в отношениях с украинским боевиком Владиславом Андриановым — участником полка «Азов» с 2014 года, впоследствии осуждённым в России на 25 лет за убийство мирного жителя.

С началом специальной военной операции руководство МВД Украины предложило Чечелюк эвакуироваться из Мариуполя вместе с семьёй: отцом Виталием, матерью Натальей и младшей сестрой Алиной. Однако вместо этого Марьяна примкнула к «Азову», забрала 15-летнюю сестру и укрылась с ней в катакомбах завода «Азовсталь», где помогала боевикам.

«Они (семья. — RT) могли уехать, но я боялась за себя. Я понимала, что моя судьба предрешена: либо я, либо мы погибнем… В итоге украинские военные помогли нам передислоцироваться на завод «Азовсталь». Я попросила взять с собой младшую сестру. Её зовут Алина, на тот момент ей было 15 лет», — рассказала Чечелюк RT.
По словам девушки, в подземельях металлургического комбината её лично представили руководству «Азова» и подробно разъяснили, какие функции она должна будет выполнять.
«Мы распределили обязанности. В наши задачи входило обеспечивать жизнедеятельность военных», — говорила Чечелюк.

Тем временем, как поясняет Марьяна, её родителям удалось покинуть Мариуполь. Через Россию и Белоруссию Виталий и Наталья Чечелюк выехали в Европу. Сейчас, по данным RT, они проживают в Швейцарии и не планируют возвращаться на Украину, при этом активно собирают деньги для «Азова».
После освобождения Мариуполя от ВСУ российские правоохранительные органы задержали Марьяну за активное участие в деятельности националистического полка «Азов», а её сестру Алину передали родителям.
В 2024 году Марьяну Чечелюк и Владислава Андрианова обменяли на российских военнопленных.
«На первое борщ, на второе — котлеты с гарниром»
После обмена в интервью иностранным СМИ и постах в соцсетях Марьяна Чечелюк стала утверждать, что в российском плену подвергалась жестокому обращению.
Однако незадолго до обмена в 2024 году в беседе с RT она подробно описывала условия содержания, заметно отличающиеся от её нынешних заявлений.
«В шесть подъём и зарядка, к семи идём в столовую — цивилизованно, строем. Заходим, у нас каша — либо гречневая, либо пшеничная. Варится или на молоке, или на сгущёнке. Кусочек хлеба и чай. Этого вполне хватает, чтобы хорошо поесть», — рассказывала тогда Чечелюк.
По её словам, на обед подавали борщ, рассольник или гороховый суп, на второе — котлеты с гарниром, а на ужин — рыбу с картошкой.
Она также признавалась, что последнее место содержания ей «показалось раем» по сравнению с подземельями «Азовстали». У неё была камера с телевизором, возможность читать, рисовать и регулярно принимать душ. В личной тумбочке — косметика.
Марьяна упомянула и специальную комнату, где заключённые могли приготовить себе чай.
«Когда разрешено — смотрим телевизор. С 11 до 12 работает комната приёма пищи, можем пойти сделать себе чай. Каждый занимается своими делами, кто-то идёт в душ», — говорила она.
По словам Марьяны, её регулярно навещали представители международных организаций, передавали письма от родных и организовывали видеозвонки с родителями.
«Будто мы не противники»
В беседе с RT Чечелюк уточняла, что длительное время находилась в колонии в Еленовке в Волновахском районе ДНР вместе с другими боевиками «Азова».
Как она отмечала, для содержащихся там создали «нормальные условия», а к женщинам проявляли «хорошее отношение».
Чечелюк вспоминала, что двух её сокамерниц, которые жаловались на проблемы со здоровьем, отправили в донецкий госпиталь.
«К ним там хорошо относились… Им даже давали сигареты и новую одежду», — рассказывала она.
Особую опасность, по словам бывшей военнопленной, представляли постоянные обстрелы со стороны ВСУ.
«Было действительно страшно, потому что обстрелы шли непрерывно — то дроны, то кассетные боеприпасы, то что-то ещё», — рассказывала она.
В беседе с RT она также поблагодарила российских силовиков за спасение и великодушие к раненым азовцам после атаки ВСУ в сентябре 2022 года.
«У двух парней оторвало ноги, третий получил тяжёлые ранения. И вот прибежали российские сотрудники, принесли носилки, начали оказывать помощь... Это выглядело так, будто мы не противники, а соратники», — рассказала Чечелюк.
Несмотря на это, Чечелюк по-прежнему считает россиян своими врагами и удивляется, зачем те стали помогать.

Сейчас Марьяна вернулась на Украину, отказалась от работы в полиции и занимается «психологической реабилитацией» — путешествует по Европе и США.
* «Азов» — организация признана террористической по решению Верховного суда России от 02.08.2022.
Свежие комментарии