
Многие небезосновательно считают Ислама Махачева величайшим российским бойцом в истории UFC. К 34 годам уроженец Дагестана успел оформить рекорды лёгкого веса по числу защит титула и продолжительности победной серии, а также более полутора лет провёл на первой строчке в рейтинге бойцов вне зависимости от весовых категорий.
Тем не менее, в заочном споре некоторые по-прежнему отдают предпочтение Хабибу Нурмагомедову, запомнившемуся тотальным доминированием в октагоне, идеальным рекордом и статусом первопроходца. Изменит ли второй чемпионский титул соотношение сил — в материале RT.В ночь на 16 ноября Ислам Махачев постарается навсегда вписать своё имя в историю смешанных единоборств. Победа над Джеком Делла Маддаленой на турнире в Нью-Йорке сделает его первым российским чемпионом в двух дивизионах и практически гарантирует ему место в Зале славы промоушена. Но что ещё более важно, даст многим основание поставить его выше Хабиба Нурмагомедова в иерархии величайших отечественных бойцов UFC. И хотя некоторые возводили его в этот статус уже после рекордной, четвёртой защиты пояса в лёгком весе, есть и те, кто по-прежнему отдаёт предпочтение Орлу.
Да, если сравнить заслуги Нурмагомедова и Махачева, то второго уже вполне можно считать более легендарным. Уже сейчас ему принадлежат рекорды лёгкого дивизиона по продолжительности беспроигрышной серии, числу побед в титульных схватках и защит трофея. Впереди друга и соратника он также по числу финишей и выигрышей сдачей, куда больше времени провёл и в статусе первого номера сводного рейтинга лиги.
Если Хабиб достиг этого уже после завершения карьеры в MMA, то Ислам возглавил рейтинг сразу после триумфа в реванше с Александером Волкановски и удерживал лидерство вплоть до того, как оставил пояс ради перехода в категорию 77,1 кг — более полутора лет. И это при живых Джоне Джонсе, Алексе Перейре, Мерабе Двалишвили и других.Может Махачев похвастаться и неплохим списком побеждённых оппонентов. Здесь и вышеупомянутый Волкановски, ранее занимавший первую строчку в рейтинге pound-for-pound, и экс-чемпион лёгкого веса Чарльз Оливейра, а также Дастин Порье, в 2019-м чуть было не задушивший Хабиба гильотиной. Не последними бойцами своего дивизиона остаются Ренато Мойкано и Дэн Хукер, а ведь можно вспомнить ещё Армана Царукяна. Правда, тогда российско-армянский спортсмен лишь дебютировал в промоушене и был далеко не так опасен, как сейчас.
С учётом всего вышесказанного, решение многих уже сейчас поставить Махачева выше Нурмагомедова будто бы не должно удивлять. За последнее время предпочтение ему отдавали тот же Царукян, Алексей Махно и даже Джо Роган, восхищавшийся успехом Ислама в сражении с Мойкано.
«Махачев сделал то, что не делал никто — четыре раза защитил пояс чемпиона в лёгком весе, что является рекордом. Хабиб и Ислам — друзья, их всегда будут сравнивать. Если мы говорим о масштабе личности за пределами спорта, то Хабиб весомее. Но если мы говорим только о наследии в спорте, то, учитывая соперников Махачева, его бэкграунд, скажу, что Ислам является лучшим бойцом и лучшим представителем нашей страны из бойцов», — заявил Махно в эфире «Матч ТВ».
Однако далеко не все разделяют эту точку зрения. Например, по-прежнему выше Нурмагомедова ставит и экс-чемпион Bellator Андрей Корешков, и глава AMC Fight Nights Камил Гаджиев, называвший Хабиба эталоном спортсмена. А тренировавший обоих россиян Хавьер Мендес хоть и утверждал, что Ислам самый разносторонний боец из тех, с кем ему приходилось работать, величайшим всё же считает Орла. И эту позицию вполне можно обосновать.
В отличие от Махачева, Нурмагомедов обладает пресловутой аурой непобедимости, которой помимо него может похвастаться разве что Джонс. Правда, даже тот не брал верх в столь доминирующей манере. Если Джон зачастую выигрывал «на тоненького», то Хабиб попросту перемалывал соперников. За свою карьеру он отдал всего два раунда — один Конору Макгрегору, второй — Джастину Гэтжи, в то время как в пассиве Ислама значится даже поражение (пусть с того момента и прошло много времени). В октябре 2015-го он уже на 106-й секунде улетел в нокаут в дуэли с Адриано Мартинсом и ещё на взлёте распрощался с надеждами повторить одно из главных достижений одноклубника — рекорд 29-0.
Кроме того, пока в карьере Махачева не было настолько громкой победы, как у Нурмагомедова. Да, можно много вспоминать о состоянии Макгрегора на момент их встречи на UFC 229, но ирландец всё равно оставался экс-чемпионом в двух категориях и одним из самых опасных ударников лёгкого веса. Кроме того, к тому моменту он ещё не утратил способность залезать противникам в голову и по-прежнему мог запугать многих ещё до выхода в клетку. Да, за год до того он был нокаутирован Флойдом Мейвезером в боксёрском бою, но в MMA бояться его не перестали.
В целом, послужной список Нурмагомедова выглядит даже чуть более впечатляющим, чем у Махачева. На стартовом этапе карьеры Ислам и вовсе не бился с высококлассными оппонентами, за что впоследствии неоднократно подвергался критике, а чуть ли не первым серьёзным испытанием стала встреча с Дэном Хукером — на седьмой год пребывания в лиге. Правда, и тут не обошлось без оговорки: с точки зрения стиля соперник был максимально удобен россиянину, что быстро стало понятно в октагоне. Менее двух с половиной минут россиянину потребовалось, чтобы повалить новозеландца на настил и там исполнить кимуру. Кстати, до конца её довести помог именно совет старшего товарища.
Да, за титул Махачев сражался с топами, но по некоторым есть вопросы. Например, Мойкано получил статус претендента исключительно благодаря травме Царукяна и вышел на коротком уведомлении, а Порье находился на спаде и уже раздумывал о завершении карьеры. Оспаривать статус Оливейры и Волкановски куда сложнее, но в случае со вторым придраться есть к чему. Какой бы звездой он ни был, но всё же всех успехов добился в полулёгком дивизионе, да ещё и вышел на реванш спустя три с половиной месяца после битвы с Яиром Родригесом. Как итог, сокрушительное поражение нокаутом. Кстати, впоследствии безбашенный австралиец вновь забыл о восстановлении и спустя неполные четыре месяца был разгромлен Илией Топурией, чем заметно подпортил себе наследие.
Что касается Нурмагомедова, он тоже не может похвастаться таким уровнем оппонентов, с которыми приходилось встречаться другим великим чемпионам UFC — тому же Джонсу, Жоржу Сен-Пьеру или Андерсону Силве. Но помимо Макгрегора среди них всё-таки присутствуют и на тот момент будущий чемпион в 70,3 кг Рафаэль дос Аньос, и автор одного из ярчайших нокаутов в истории лиги Эдсон Барбоза, а также вышеупомянутые Порье и Гэтжи. Причём Дастин на момент их очной дуэли находился в куда лучшей форме, а Джастин только-только разобрал на запчасти хвалёного Тони Фергюсона.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что Махачев, если и не уступает Нурмагомедову до сих пор, то находится с ним на одной ступени. Однако карьера Ислама ещё продолжается и в ближайшую субботу он способен сделать то, чего многие ждали от его одноклубника и тренера. С учётом своих антропометрических данных и физической мощи, Хабиб уж точно имел все возможности для перехода в полусредний вес, но так и не сделал этого. Возможно, всему виной присутствие на троне дивизиона Камару Усмана — друга россиянина, с которым тот якобы не согласился бы драться. Быть может, причина в другом. Например, в нежелании Орла рисковать и оказываться в ситуации, когда он не будет иметь над противниками заметного превосходства в весе. А может ему банально не хватило времени. Ведь кто знает, сколько ещё боёв он бы провёл, если бы не оборвалась жизнь его отца Абдулманапа.
Так или иначе, за второй титул Нурмагомедов так и не подрался — в отличие от Махачева, который жаждал этого на протяжении нескольких лет. И как только Белал Мухаммад уступил трофей, поспешил воспользоваться своим шансом, благо к этому времени уже всем всё доказал в лёгкой категории и добился разрешения со стороны Даны Уайта. И если Ислам сумеет расправиться с Делла Маддаленой и достичь этой вершины, то на долгие годы укрепится в статусе лучшего российского спортсмена UFC, ведь повторить это достижение будет крайне непросто.
Свежие комментарии