
На 77-м году жизни скончался бывший президент ВФЛА Валентин Балахничёв. Вячеслав Фетисов, который работал с руководителем в Министерстве спорта, назвал его выдающимся профессионалом. А Ирина Привалова выделила открытость и коммуникабельность. Балахничёв возглавлял федерацию почти 15 лет и многое сделал, чтобы лёгкая атлетика в стране оставалась на плаву после распада СССР.
В 2015-м он покинул свой пост из-за допингового скандала, а в 2016-м был пожизненно отстранён IAAF.Информация о смерти Валентина Балахничёва появилась в СМИ 2 февраля утром. Вскоре её подтвердили в пресс-службе ВФЛА.
«Он умер сегодня ночью. Причина пока не известна. Мы занимаемся организацией похорон», — цитирует ТАСС главу Федерации лёгкой атлетики Москвы Олега Курбатова.
Бывший министр спорта Вячеслав Фетисов, у которого Балахничёв в начале 2000-х был заместителем, посетовал, что других функционеров, обладающих сопоставимым опытом и авторитетом, в стране больше не осталось.
«Валентин был выдающимся профессионалом, однозначно. Он был у меня заместителем, когда мы поднимали с колен наш спорт. Отличался знанием дела, на практике — спортсмены, тренеры, федерации — он сильно помогал в плане налаживания взаимоотношений и создании системы. Я ему бесконечно благодарен. Конечно, его международное влияние тоже заслуживает особого, скажем так, положения. Сумел поставить дела в непростой федерации лёгкой атлетики и пользовался авторитетом и уважением», — отметил в беседе с ТАСС Фетисов.
В свою очередь, олимпийская чемпионка и член исполкома ВФЛА Ирина Привалова отметила невероятную коммуникабельность Балахничёва и его умение найти контакт с другими людьми.
«Я знала его как президента федерации. Он всегда был открытым со спортсменами, они его любили. Когда я была старшим тренером, я находилась на распутье: бегать или прыгать. Он дал мне совет и сказал, что лучше прыгать. Направил в нужное русло», — приводит слова Приваловой «Спорт-Экспресс».
Балахничёва можно назвать одним из наиболее знаковых деятелей в истории отечественной лёгкой атлетики, который удержал её на плаву в непростое время.
Причём, в отличие от других руководителей федераций, он проделал путь с самых низов. По его воспоминаниям, он с детства был влюблён в бег и занимался им с четвёртого класса. Удалось даже достичь некоторых успехов: будучи студентом, Валентин принимал участие в различных соревнованиях в составе сборной страны. Однако быстро понял, что выдающимся атлетом ему не стать, и сосредоточился на тренерской деятельности. Этот шаг предопределил всю его дальнейшую судьбу. Способности молодого специалиста заметили, и уже в преддверии Олимпиады 1980 года включили его в штаб национальной команды СССР.
В итоге барьеристы, с которыми он работал, выступили на домашних Играх успешно и взяли первую за 16 лет медаль. Андрей Михайлов занял третье место на дистанции 110 м. Два других воспитанника Балахничёва пробились в финал. За это он по итогам Олимпиады получил звание заслуженного тренера РСФСР. А в 1987 году стал наставником сборной РСФСР.
В начале 90-х о работе с бегунами пришлось забыть. Специалист возглавил ВФЛА. Назначение воспринималось не как награда, а скорее как испытание. Советский Союз распался, и погрязшей в финансовых проблемах стране, очевидно, было не до спорта. Однако молодой руководитель справился и сделал всё, чтобы легкоатлеты в 90-е ни в чём не нуждались.
«У ВФЛА имелся свой ограниченный бюджет, большая часть которого формировалась из гранта IAAF, выделявшегося всем федерациям постсоветских государств, и денег ОКР из фонда Reebok. Это было $14 тыс. в год на протяжении пяти лет. И вот эти деньги нам очень помогли в первое время, поскольку Reebok пришёл, если не ошибаюсь, только в 1993-м», — вспоминал он в интервью «Матч ТВ».
Старания президента воздались сторицей. В 2000-е россияне добивались серьёзных успехов на крупнейших турнирах. Например, на чемпионате мира 2001 года в Эдмонтоне заняли первое место в медальном зачёте, опередив США. В общей сложности отечественные легкоатлеты взяли 18 наград, пять из которых — высшей пробы.
На Олимпийских играх они тоже стали едва ли не главными добытчиками сборной. Пик пришёлся на Афины в 2004 году, где в их активе значилось по шесть золотых и бронзовых и семь серебряных медалей. В Греции яркие победы одержали Елена Исинбаева, Юрий Борзаковский, Татьяна Лебедева и другие.
Другой важной заслугой Балахничёва стала организация в России крупных международных стартов. В 2013 году в Москве состоялось первенство планеты. А опыт руководителя пригодился и в других структурах. Он помогал Фетисову в Минспорте и долгие годы являлся казначеем IAAF.
Однако жизнь и карьеру функционера на «до» и «после» разделил громкий допинговый скандал. В конце 2014 года в иностранных СМИ появилась информация о том, что Лилия Шобухова, трёхкратная чемпионка Чикагского марафона, перед Олимпиадой 2012 года перевела большую сумму, чтобы скрыть аномальные показатели биопаспорта и выступить на Олимпиаде.
Глава IAAF Ламин Диак и Балахничёв оставили свои посты. А в 2016 году комиссия по этике международной федерации пожизненно отстранила их, а также экс-наставника сборной России по группе выносливости Алексея Мельникова от любой деятельности, связанной со спортом. Все они были признаны виновными в шантаже Шобуховой и сокрытии положительных допинг-проб россиян.
Балахничёв пытался оспорить это решение в CAS, но успеха не добился. Он старался отстоять свою честь и оказался фактически в изоляции — многие прежние друзья боялись поддерживать с ним контакт.
«Ушёл с поста руководителя ВФЛА сам и стал слишком опасен Круг открытого общения, конечно, изменился полностью. Точнее, он исчез. Я остался наедине с самим собой и оппонентами», — сетовал руководитель.
Но и на этом в деле не была поставлена точка. В 2019 году власти Франции выдали ордер на арест россиянина. А в 2020 году суд Парижа заочно приговорил его к трём годам тюремного заключения по обвинению в коррупции. Однако задержать его не могли.
«Они сообщают, что арестуют меня, причём не через юрисдикцию международного суда, а через юрисдикцию Франции. Ну что за игра? Она идёт в последние годы против России, и я один из её заложников», — отмечал экс-глава ВФЛА.
Позже он признался, что не стал подавать очередную апелляцию, поскольку, во-первых, шансы на успех были невелики, а во-вторых, у него не было достаточно средств.
В последние годы, после отстранения отечественных спортсменов от международных соревнований, Балахничёв регулярно высказывался о происходящем. В частности, поддерживал их участие в турнирах в нейтральном статусе. А также давал достаточно пессимистичный прогноз относительно снятия ограничений со страны в спорте. Наконец, называл МОК подразделением НАТО.
Свежие комментарии