На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

RT Russia

11 513 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vladimir Lioubimcev
    Рютте не идиот. Он сволочуга!!Боуз назвал Рютте...
  • Vladimir Lioubimcev
    Война...    А что хотели бандэровцы, что их преступления сойдут им с рук?Захарова: украинц...
  • Сергей Андросов
    Три девицы под окном...Ермак, Сибига и У...

«Частично можем получить выгоду»: как торговые войны США могут отразиться на экономике России

Пошлины США против большинства стран мира привели к тектоническим изменениям в международной торговле, заявила глава Центробанка России Эльвира Набиуллина. По её словам, текущая ситуация представляет собой значительный риск, поскольку снижение глобального товарооборота может обернуться падением спроса на топливо и удешевлением энергосырья.

В результате Москва может недополучить часть нефтегазовых доходов. Впрочем, по словам экспертов, российская экономика обладает достаточным запасом прочности и опытом преодоления кризисов, чтобы пережить период низких цен на нефть. Более того, торговые войны могут в определённой степени сыграть на руку РФ, поскольку все, против кого были введены пошлины, начнут искать открытый и надёжный рынок сбыта для своей продукции.

На фоне протекционистской политики США в международной торговле начали происходить тектонические изменения. Причём их глобальные последствия пока невозможно точно оценить. Об этом в среду, 9 апреля, заявила председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина.

«Они (изменения. — RT) разворачиваются у нас на глазах, и пока очень сложно судить о том, и куда они приведут мировую экономику, и как отразятся на России. Это новый значительный риск, который мы должны учитывать», — отметила Набиуллина во время выступления в Госдуме с годовым отчётом о работе ЦБ.

Напомним, в начале апреля президент Соединённых Штатов Дональд Трамп подписал указ о введении режима чрезвычайного положения в США и об ограничении поставок товаров из более чем 200 стран и территорий. Своё решение глава Белого дома объяснил угрозой растущего торгового дефицита для национальной безопасности и экономики США.

По его словам, многие годы Штаты покупали за границей гораздо больше товаров, чем сами продавали за рубеж, а это не давало стране увеличивать производственные мощности и делало американский ВПК зависимым от иностранцев. По мнению Трампа, тарифные барьеры приведут к перемещению производств в США, что создаст новые рабочие места и снизит зависимость от внешних рынков, а также позволит частично закрыть дыру в бюджете и сократить торговый дефицит.

«Это наша декларация экономической независимости. Годами трудолюбивым американским гражданам приходилось со стороны смотреть, как богатеют и усиливаются другие страны — во многом за наш счёт. Но теперь наш черёд процветать, используя при этом триллионы и триллионы долларов для снижения налогов и погашения госдолга», — объяснял Трамп.

Для большинства государств с 5 апреля американская администрация ввела импортную пошлину в размере 10%, а для остальных с 9-го числа установила индивидуальные торговые барьеры. Например, в отношении продукции из Евросоюза начала действовать тарифная ставка 20%, из Японии — 24%, а из Индии — 26%, из Казахстана — 27%, из Швейцарии — 31%, из Таиланда — 36%, а из Вьетнама — 46%.

При этом самые высокие импортные пошлины в 104% были введены против Китая. Пекин, в свою очередь, ответил на действия Вашингтона, и теперь суммарный сбор в отношении американских поставок в КНР достигает 84%, пишет ТАСС. Затем Трамп вновь объявил о повышении пошлин — до 125%.

Любопытно, что перечень государств, против которых вводятся пошлины, США добавили даже Украину (с тарифом 10%), но не внесли Россию. В Штатах это объяснили тем, что в условиях действующих санкций Вашингтон уже почти не торгует с Москвой, а на фоне текущих российско-американских переговоров по урегулирования украинского кризиса объявлять о тарифных барьерах было бы контрпродуктивно.

Тем не менее эксперты считают, что действия США могут привести к торможению мировой экономики и спаду глобального спроса на топливо. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на доходах Москвы от продажи нефти и приведёт к снижению денежных поступлений в бюджет.

«Мы анализируем возможные каналы влияния этих решений на российскую экономику… Если такие тарифные войны (а мы видим эскалацию тарифных войн) будут продолжаться, то это обычно приводит к снижению мировой торговли, мировой экономики и, возможно, спроса на наши энергоносители. Поэтому здесь риски есть. Но надо будет смотреть, как ситуация будет развиваться. Она пока в самом начале, но мы всегда готовимся к такого рода рискам», — заявила Эльвира Набиуллина.

«Опыт уже есть»

Пошлины США вызвали панику на глобальных рынках, что привело к резкому обвалу цен на нефть. Так, за последнюю неделю стоимость сырья эталонной марки Brent на бирже ICE в Лондоне рухнула более чем на 20% и на торгах 9 апреля ненадолго опускалась до $58,2 за баррель. В последний раз такой низкий уровень можно было наблюдать ещё в феврале 2021 года, когда мировая экономика переживала последствия пандемии коронавируса.

Одновременно упали и котировки сырья российского сорта Urals. На торгах в среду его стоимость впервые с июня 2023-го достигала $51,6 за баррель, свидетельствуют данные финансово-аналитического портала ProFinance.

AP Photo/Martin Meissner

Текущую ситуацию на глобальном энергорынке уже прокомментировали и в Кремле. Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, цены на нефть остаются важным показателем для пополняемости государственной казны, поэтому власти внимательно следят за текущей обстановкой.

«Если наблюдать за ситуацией в общемировой экономике, то... она весьма и весьма напряжённая и полна негативных ожиданий и в экспертной среде, и среди игроков на рынках. Наши экономические власти очень внимательно отслеживают эту ситуацию и, конечно, делают и будут делать всё необходимое для того, чтобы минимизировать последствия вот этого международного экономического шторма для нашей экономики», — подчеркнул Песков.

При нынешнем курсе доллара вблизи 86 рублей каждый проданный баррель нефти Urals приносит России меньше 4,5 тыс. рублей. Это гораздо ниже того уровня, что ранее был заложен в бюджете страны, рассказал RT эксперт Финансового университета при правительстве России и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«У нас в бюджет на 2025 год заложена цена нефти $69,7 за баррель при валютном курсе 96,5 рубля за доллар. То есть мы планировали продавать энергоресурс примерно по 6,7 тыс. рублей за баррель. Однако стоит отметить, что здесь речь идёт именно о среднем значении за год, поэтому сейчас говорить, что произошла какая-то катастрофа, не приходится», — добавил эксперт.

По его словам, страна обладает достаточно финансовой устойчивость для того, чтобы пережить период низких цен на нефть. Так, в условиях сокращения доходов от продажи сырья Россия для покрытия необходимых трат может использовать средства из Фонда национального благосостояния или начать активнее выходить на рынок заимствований. А в случае завершения СВО руководство страны может пересмотреть оборонные расходы, «просто растянув их во времени». Это, по мнению эксперта, позволит сократить бюджетный дефицит.

Более того, если стоимость сырья продолжит стремительно падать, то в ситуацию, вероятно, вмешаются страны ОПЕК+, добавил Юшков. Как полагает аналитик, государства альянса могут отказаться от дополнительного увеличения добычи сырья или перейти к снижению производства углеводородов, чтобы удержать котировки на приемлемом уровне.

Gettyimages.ru

Финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов также считает, что динамика нефтяных цен остаётся одним из ключевых факторов влияния торговых войн на Россию. Впрочем, по оценке специалиста, с учётом уже имеющегося опыта РФ по преодолению кризисов нынешние события не станут фатальными для экономики страны.

«Замедление роста мирового ВВП и сокращение международной торговли действительно может негативно отразиться на спросе со стороны ключевых партнёров России. При этом у нас есть возможности для минимизации этих рисков: ЦБ уже анализирует потенциальные последствия пошлин и готовит меры для стабилизации ситуации, включая гибкую денежно-кредитную политику. В целом Россия активно адаптируется к санкциям с 2022 года, поэтому опыт уже есть», — подчеркнул собеседник RT.

«Окно возможностей для России»

Примечательно, что даже при наличии определённых рисков тарифное противостояние США с другими странами может сыграть и на руку России. Таким мнением в интервью RT поделился аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев.

«Парадоксально, но частично мы можем получить выгоду от этой ситуации. Например, Китай, столкнувшись с барьерами на американском рынке, вероятно, будет искать новые экспортные и сырьевые цепочки, что открывает окно возможностей для России и её продукции — от агроэкспорта до энергоносителей», — предположил Климентьев.

Gettyimages.ru

Также, по его мнению, торговые войны могут способствовать формированию альтернативных логистических и финансовых блоков, где Россия будет играть более активную роль — особенно в рамках БРИКС. Похожей точки зрения придерживается и Владислав Антонов.

«В условиях, когда Америка вводит пошлины против большинства стран мира, многие начинают искать альтернативных поставщиков, что создаёт ряд возможностей для нашего экспорта. России в этой ситуации стоит активнее подталкивать государства, против которых введены пошлины, к расширению торговли с нами, убеждая их не бояться вторичных санкций. Ведь мы уже зарекомендовали себя как надёжный торговый партнёр, и от такого сотрудничества выиграют все стороны», — подчеркнул Антонов.

Как отметил аналитик, Дональд Трамп, будучи бизнесменом в роли президента США, кардинально меняет правила игры на международной арене, и многие страны «будут страдать от его решений». В этой ситуации «Москва может предложить стабильность и предсказуемость отношений» тем, кто оказался под ударом американских тарифов.

«Кроме того, торговые конфликты могут стимулировать нас к укреплению собственных производственных мощностей и расширению сотрудничества с партнёрами вне зоны конфликта. Хотя это, конечно, потребует времени и значительных инвестиций», — заключил Владислав Антонов.

 

Ссылка на первоисточник
наверх