Юрлица Фонда борьбы с коррупцией* в Европе и США стали испытывать проблемы с банковскими платежами. По данным RT, в 2023 году счета ФБК, который сам активно лоббирует экономические санкции против Москвы, несколько раз блокировали в Литве и других странах ЕС, а также ограничивали аккаунты организации на криптобиржах.
Такое поведение банков связывают с российским происхождением оппозиционеров. Не разбирающиеся в тонкостях российской политической среды иностранные клерки остерегаются проводить транзакции, в которых видят связь с Россией или русскими фамилиями. В попытках исправить ситуацию главный бухгалтер ФБК Анна Чехович** стала партнёром польского фонда, выступающего за «равенство» биткоина с другими средствами платежей. Ситуация вокруг ФБК в ЕС указывает на то, что европейские власти больше не считают российскую оппозицию значимой силой на политической арене, говорят эксперты.В 2023 году бюджет европейского и американского юрлиц Фонда борьбы с коррупцией* составил $6,32 млн. Как следует из годовых отчётов, фонд тратит их на зарплаты сотрудникам, гранты и продюсерские услуги для производства видео.
Но есть и другая, неофициальная часть бюджета фонда. Она формируется из криптовалют. С 2016 года у организации существует публичный биткоин-кошелёк, принадлежащий её топ-менеджеру Леониду Волкову**. В 2017—2018 годах на него пришёл эквивалент более чем 200 млн рублей, однако кошелёк функционировал и позже. Как выяснил RT из анализатора блокчейна Bitquery, в 2023-м он пополнился на $484 тыс. (эквивалент 17,4 ВТС).
ФБК не отчитался об этой сумме ни американским, ни европейским властям. В полученных выгрузках из литовского реестра и в базе Налоговой службы США нет ни слова об источниках средств, связанных с криптовалютными поступлениями.
Причины такой скрытности могут таиться в целях, на которые тратятся биткоины. Как рассказала в интервью журналу Bitcoin Magazine главный бухгалтер фонда Анна Чехович**, криптовалютой оплачивают услуги агентов ФБК в России.
Как устроена работа агентов оппозиции, RT уже писал: они сливают ФБК информацию, устраивают акции протеста, дискредитируют выборы и так далее.
Теперь из-за санкций ФБК стал испытывать проблемы с расчётами по всем каналам — и официальным, и неофициальным.
Пошли в отказ
«Фонд борьбы с коррупцией зарегистрирован в Литве как НКО Future Russia Foundation», — сообщила Чехович в своём заявлении Госдепу США в рамках раскрытия информации по закону об иноагентах (FARA).
В своих показаниях в рамках FARA Чехович невольно подтвердила прежние расследования RT, в которых мы сообщали, что именно это литовское юрлицо управляет европейскими операциями ФБК. Отчёт готовился в 2023 году, а сейчас юрлицо переименовано в Anti-corruption Foundation Europe (ACFE). Его основатели и руководство — нанятые ФБК и Михаилом Ходорковским** консультанты. О них мы тоже писали — это семья и родственники литовского политтехнолога Миндаугаса Лапинскаса.
Чехович пожаловалась американским властям, что из-за связей с Россией ФБК не может полноценно пользоваться банковскими инструментами в Европе.
«Хотя все учредители фонда Future Russia являются гражданами ЕС, долгое время он не мог даже открыть счёт только потому, что в его названии есть слово «Россия», — объяснила Чехович. — Более 15 банков отказались открывать счета для нашей НКО».
Такое отношение показательно, особенно если учесть, что ФБК сам добивался наложения санкций на Россию и граждан РФ. В частности, фонд составил список из 6 тыс. чиновников, бизнесменов и активистов, которые, как считает ФБК, способствовали уголовному преследованию их лидера Алексея Навального и развязыванию военных действий на Украине.
Санкционный бумеранг
Сотрудники ФБК не первые, кто становится жертвой своих же действий против собственного государства, напомнил политолог Иван Мезюхо, председатель Центра политического просвещения. Ранее с подобным отношением со стороны регуляторов столкнулись и оппозиционеры из Минска, выступившие против результатов президентских выборов в Беларуси.
«За что боролись, на то и напоролись, — отмечает Мезюхо. — Характерно, что в этой ситуации Литва не заступается за ФБК. А ведь на уровне правительства Литвы наверняка вопрос со счетами и с банковским обслуживанием можно было решить».
По словам Мезюхо, реальный политический вес ФБК на международном уровне гораздо ниже, чем пытаются его представить сами оппозиционеры. «Получается, что литовцы хоть и приютили наших экстремистов, всё равно относятся к ним как к людям второго сорта», — заметил эксперт.
Биткоин не спас
Как утверждает Чехович, один из банков в конце концов согласился открыть счёт для фонда, но никакие платежи в пользу России провести было невозможно из-за санкций. Да и получение средств от ФБК может поставить под удар получателя, отмечает Чехович. Поэтому для расчётов обратились к криптовалютам как к более анонимному и гибкому средству платежей.
Но и с криптовалютами возникла проблема. «Подавляющее большинство европейских банков отказывается проводить транзакции, связанные с криптовалютой, — продолжает Чехович в своих показаниях для FARA. — За последний год мы так и не смогли найти банк, который позволил бы нам покупать криптовалюту напрямую со счетов фонда. Платёжная система Paysera закрыла наш счёт после попытки купить BTC».
По словам Чехович, ЕС запретил все криптовалютные кошельки, счета или депозитарные услуги, обеспечивающие криптовалютные платежи россиян в рамках новых санкций против России.
«Все криптовалютные платежи россиян в адрес европейских провайдеров кошельков теперь запрещены», — заключила она.
Разбивай и выводи
Крупнейшие мировые биржи давно перестали сотрудничать с россиянами, рассказал RT создатель крупнейшего русскоязычного Telegram-канала о криптовалютах DeCenter Евгений Гордеев.
«В США и Европе уже два года закрываются или будут закрыты действующие аккаунты россиян, — рассказал RT Гордеев. — Причём аккаунты закрываются довольно грязно, иногда нашим соотечественникам даже не дают выводить средства».
Подозрительность банков и регуляторов к ФБК может быть усилена тем, что оппозиционеры используют непрозрачные инструменты для траншей в биткоинах. Например, им перечисляют криптопожертвования через биткоин-миксеры. Это дополнительные средства анонимизации, которые разбивают сумму на несколько десятков одинаковых мелких транзакций по 0,001 BTC или меньше и пересылают средства на нужный адрес.
Этот инструмент практически полностью исключает возможность отследить отправителя платежа. Миксеры смешивают «монеты» разных отправителей в общем денежном хабе, и даже аналитикам ФБР и экспертам международной Chainalysis, обвинивших ряд российских криптобирж в соучастии в отмывании средств, не удаётся отследить поток криптомонет. Поэтому миксерами пользуются мошенники и наркоторговцы по всему миру.
«Я вообще удивлён, как оппозиционерам удавалось проводить хоть какие-то финансовые операции в Европе все эти годы, — отметил эксперт. — Скорее всего, они использовали какие-то знакомства с местными. Потому что даже вид на жительство в Европе не защитит от потенциальной возможности блокировки».
«Для безопасности жертвователя»
О том, что ФБК пользуется биткоин-миксерами, RT писал ещё в 2019 году. Сейчас мы актуализировали данные. Согласно аналитическому инструменту Bitquery, например, пожертвование в 0,034 ВТС (~200 тыс. рублей) было разбито на несколько траншей по 0,01 и менее ВТС.
Вторым инструментом анонимизации стал Telegram-бот для приёма криптовалютных пожертвований, который каждый раз генерирует новый адрес кошелька, как утверждают оппозиционеры, для безопасности жертвователя. ФБК запустил его в 2024-м. На самом деле, рассказали RT специалист по кибербезопасности и юрист, эта технология ставит жертвователей ФБК под ещё большую угрозу разоблачения.
Политолог Иван Мезюхо и юрист правового центра «Человек и Закон» Денис Никитин напомнили, что за любую финансовую помощь ФБК, в том числе через криптовалюты, россиянам грозит уголовная ответственность. Поскольку ФБК признан экстремистской организацией, за помощь ему можно получить до десяти лет лишения свободы по ст. 282.3 УК РФ.
Борьба за права биткоина
В 2023 году финансовый директор и бухгалтер ФБК Анна Чехович стала партнёром польского фонда Open Dialogue. Этот мозговой центр был основан в 2009 году украинской студенткой Людмилой Козловской, которая сейчас является президентом фонда.
Существует польский фонд на деньги нежелательных в России организаций, связанных с американским правительством, — USAID и фонда Сороса***. Несколько лет назад он открыл представительство в Брюсселе. Бюджет только брюссельского крыла составляет €200 тыс. в год.
На эти деньги фонд занимается «правами человека» и «демократическими ценностями» Украины, Молдавии, России и Казахстана, а также продвигает свои инициативы по всему миру.
Одной из этих инициатив стал проект «Коалиция биткоина: борьба с финансовой изоляцией». К нему и присоединилась бухгалтер ФБК Анна Чехович.
Проект ставит несколько целей. Первая — бороться со злоупотреблением антиотмывочным законодательством. По мнению авторов, его нормы используются для «финансовых репрессий» и надо избегать злоупотреблений. Вторая — содействовать популяризации криптовалют в «недемократических» и развивающихся странах. И третья — продвигать биткоин как средство платежа для гуманитарных целей и защиты прав человека.
С этой миссией, как показывает анализ соцсетей Чехович, она теперь ездит с лекциями по всему миру. Только выступает в основном не в «развивающихся странах», а на престижных площадках в США и Европе, где, как считается, проблем с популяризацией криптовалют нет.
* Фонд борьбы с коррупцией включён в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ от 09.10.2019; организация признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России по решению Мосгорсуда от 09.06.2021.
** Физлица и организации, признанные иностранными агентами.
Свежие комментарии