Финансовый отчёт Фонда борьбы с коррупцией* за 2024 год содержит неполные данные и разночтения, отмечает юрист Илья Ремесло, проанализировав документ по просьбе RT. По словам эксперта, недостаточная финансовая прозрачность и несоответствия обнаруживались в отчётностях организации и ранее. Такое отношение, по мнению юриста, «позорно» и показывает неуважение к жертвователям средств.
Согласно отчёту, ФБК получил в 2024 году $6,26 млн из четырёх источников: институциональные доноры перечислили $2,09 млн, крупные частные доноры — $1,8 млн. Через краудфандинг от физических лиц в кассу организации поступило $1,85 млн. Монетизация YouTube принесла ещё $520 тыс.
При этом все расходы представлены исключительно в процентах, без указания абсолютных значений в денежном выражении. Это отличается от практики прошлых лет, например от отчёта ФБК за 2019 год, где приведены точные цифры как по доходам, так и по расходам.
Из представленной структуры расходов в 2024 году следует, что 62% бюджета (примерно $3,88 млн) ушло на зарплаты и налоги. Причём эти две принципиально разные с точки зрения бухгалтерского учёта статьи объединены в одну строку. Ещё 7% ($438 тыс.) потрачено на организацию мероприятий и командировки, 6% ($375 тыс.) — на аренду и обслуживание офисов, 5% ($313 тыс.) — на поддержку политзаключённых и уплату штрафов.
Последняя статья вызвала особые вопросы у эксперта, так как, согласно тому же отчёту, в 2024 году были проведены два крупных мероприятия для сбора средств на поддержку политзаключённых: телемарафон 12 июня, организованный совместно с телеканалом «Дождь»**, «Медузой»*** и другими антироссийскими информационными площадками, принёс более 29 млн рублей, а концерт в Берлине 4 июня — ещё 2,5 млн рублей.
Таким образом, общая сумма целевых сборов превысила 31,5 млн рублей. При этом в годовых расходах на поддержку политзаключённых и штрафы указано 5% от бюджета, что при пересчёте по среднегодовому курсу составляет около 29 млн рублей.
Более 2,5 млн рублей разницы нигде в отчёте не фигурирует, но его авторы предлагают поверить на слово, что всё, что ФБК получает «через разные каналы поддержки», идёт «в дело». Об этом заявляется прямо в предписании к разделу «Расходы».
Как отметил в беседе с RT юрист Илья Ремесло, объединение зарплатных расходов с налогами могло быть сделано намеренно, чтобы скрыть доходы лидеров ФБК. «Очевидно, там есть что скрывать. Потому что, скорее всего, большая часть этих зарплат идёт руководству: Леониду Волкову**, Марии Певчих** и другим персонажам. А на производство контента идёт мизер. И чтобы скрыть этот позорный факт, было принято решение подавать отчёт в таком виде. Это показывает неуважение ФБК к своим немногочисленным жертвователям и выглядит очень позорно», — заявил Ремесло.
В отчёте также не указаны суммы на счетах организации на начало и конец отчётного периода, не раскрыты имена крупных спонсоров. Всё это делает невозможной независимую проверку финансовой деятельности ФБК, что имеет особое значение, если учитывать позиционирование организации как «борца с коррупцией», поясняет эксперт.
Ремесло также отметил, что уже «ловил» ФБК на несоответствии в отчётности и грубых ошибках. «Это показывает, что им всё равно на эту отчётность. Настоящий отчёт они дают своим спонсорам, этим самым институциональным донорам», — добавил он.
Вопросы к финансовой прозрачности ФБК поднимались и ранее. В октябре 2024 года о прекращении финансирования фонда объявил бизнесмен Борис Зимин**, чьи пожертвования до 2020 года достигали $1 млн в год. Аналогичное решение принял бывший заместитель министра финансов России Сергей Алексашенко.
Ранее RT писал, как Леонид Волков приобрёл дом за $1 млн.
* Фонд борьбы с коррупцией (Anti-Corruption Foundation) признан экстремистской организацией, внесён в реестр иноагентов.
** Физлица и организации, признанные иностранными агентами.
*** СМИ, признанное иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 23.04.2021. Проект «Медуза» (Medusa Project) включён в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана в России нежелательной.
Свежие комментарии