Отказ от алкоголя и полный пересмотр рациона помог после 30 лет выйти на новый уровень в карьере, заявил в интервью RT нападающий «Спартака» Ансель Галимов. По его словам, поворотной точкой послужило обращение к нутрициологу по поводу пищевой аллергии. Хоккеист рассказал, как относится к подопечным главный тренер команды Алексей Жамнов, признался, что его сына прекрасно знают все болельщики красно-белых, а также предположил, что перед защитой диплома в РАНХиГС будет испытывать мандраж, сравнимый с игровым.
«В «Спартаке» вообще никто не ходит с кислой миной»
— В нынешнем сезоне КХЛ «Спартак» борется за второе место в Западной конференции, тогда как в прошлом финишировал четвёртым. Команда стала сильнее?
— Летом руководство клуба точечно усилило состав. Сравнивать текущий сезон с предыдущим сложно, поскольку прошла только половина регулярки. На какой позиции будем располагаться спустя несколько месяцев, сказать сложно. Тем не менее уже сейчас очевидно: «Спартак» стал мощнее. Самое главное — мы полностью понимаем требования штаба Алексея Жамнова. Всё-таки в предыдущем розыгрыше КХЛ только привыкали к ним и новой тактике.
Что касается места в таблице, Алексей Юрьевич регулярно призывает в неё не заглядывать и не просчитывать, насколько важен тот или иной матч. Это достаточно необычный опыт, ведь в некоторых командах, цвета которых я защищал, таблицу вывешивали прямо в раздевалке и ежедневно обновляли. В «Спартаке» такого нет. Тут ты обязан на каждого соперника настраиваться максимально серьёзно. Поверьте, это работает. Когда перестаёшь делить оппонентов на условно сильных и слабых, начинаешь демонстрировать свой лучший хоккей. Если честно, сам за нашим положением не слежу. Надо завершить регулярный чемпионат в топ-4 Запада. В таком случае начнём серию стартового раунда плей-офф дома. Весомое преимущество, когда имеешь таких болельщиков, как наши.
— Можно сказать, что хоккеисты красно-белых притёрлись друг к другу и ощутили себя единым кулаком?
— Это тоже очень важно. Ведь не бывает такого, что команда собирается и сразу завоёвывает трофей. Если углубиться в историю, всем чемпионам требовалось время. Оно необходимо, чтобы сформировался тот самый костяк, а хоккеисты поняли требования наставника. Невозможно добиться успеха, пока коллектив не сложился. А опытные ребята должны направлять новичков, помогать им. Команду-чемпиона можно сравнить с семьёй. Ведь и в обычных семьях случаются ситуации, когда тебе необходима поддержка.
— Вы затронули тему трансферов. Летом из «Динамо» перебрался Андрей Миронов и стал одним из лидеров «Спартака».
— Мы с Мироном давно знакомы, поскольку вместе не один год провели в «Динамо». Точно так же он успел пересечься со многими хоккеистами «Спартака». О причинах перехода надо спрашивать у Андрея. Но думаю, это стало возможным благодаря желанию Алексея Юрьевича, ведь они пересекались в сборной России.
— Порой кажется, что «Спартаку» для решения серьёзных задач не хватает баланса. Красно-белые располагаются в тройке лучших по заброшенным шайбам, но по пропущенным далеки от идеала. Плюс периодически следуют провалы вроде противостояний с «Динамо» и «Торпедо».
— Сами не понимаем, как подобное вообще происходит. В том же матче с нижегородцами уступили со счётом 0:6 на глазах у собственных болельщиков. Даже сейчас бросает в пот от воспоминаний. Было очень тяжело. Пытаемся учиться на собственных ошибках. К сожалению, нет волшебной таблетки, которая помогла бы избегать подобных конфузов. Это самая большая головная боль Алексея Юрьевича.
— Жамнов кажется очень спокойным человеком. Часто ли выходит из себя?
— Вы же сами прекрасно его знаете. Уж если наш тренер разгневан, значит дела действительно плохи. Просто он понимает, на что мы способны, и хочет, чтобы команда демонстрировала максимум. Он не терпит невыполнения требований на игру. Может сказать спокойно раз, второй, а потом уже поругается.
— Вспомните пример его своевременного совета вам по ходу матча.
— Была одна встреча в прошлом сезоне, когда у меня мало что получалось. Торопился, суетился, зачем-то стремился побыстрее избавляться от шайбы. И тут, когда я подъехал к скамейке, Алексей Юрьевич наклонился ко мне, приобнял по-отцовски и спокойно произнёс: «Ансель, успокойся. Я знаю, что ты умеешь играть. Выдохни». Не поверите, но вернулся на лёд и забил, а потом отдал результативный пас. Такое тоже происходит регулярно. Даже по ходу трансляции видно, как он даёт нам подобные советы. Двумя-тремя словами подбадривает так, что настроение меняется мгновенно. Чаще тренер использует не кнут, а пряник. Просто он хочет, чтобы мы получали удовольствие от собственных действий.
— Со стороны кажется, что Жамнов вообще не улыбается. Что может развеселить его?
— На самом деле он тоже живой человек, который сам любит пошутить. В «Спартаке» вообще никто не ходит с кислой миной на лице. В раздевалке должно быть как можно больше позитива, даже если терпим поражение. Да, надо сделать выводы, но отталкиваться от своих сильных сторон.
— Вспомните ситуацию, когда Жамнов всех рассмешил.
— Это бывает забавно непосредственно в моменте. В качестве примера расскажу историю, которая произошла со мной. Как-то раз он собрал всех нападающих и дал одно упражнение. Выполнял пасы, а мы должны были подстроиться и нанести бросок. Дошла очередь до меня. Я неправильно подстроился, шайба куда-то улетела. Алексей Юрьевич попытался объяснить, как надо. У меня во второй раз ничего не вышло. После этого он не выдержал и спародировал, как я не могу попасть по шайбе. Все просто легли со смеху прямо там. Я тоже не сдержался. То есть наставник перевёл всё в юмор.
— А тет-а-тет с хоккеистами общается часто?
— Постоянно. Он любит находиться с ребятами в контакте. При этом нет такого, что вызывают на ковёр. Может зайти: «Галим, пойдём поговорим». Если у тебя есть вопросы, тоже имеешь право постучаться в тренерскую. Он может обсудить даже личные проблемы и всегда готов дать совет. Поэтому отношусь к нему с большим уважением. Человек много лет отыграл в НХЛ на высочайшем уровне, а потом стал классным тренером. Радует, как при всех своих заслугах он относится к нам. Опять же напрашиваются аналогии с семьёй. Жамнов в «Спартаке» — отец, который готов как по голове погладить, так и пинка дать.
«Сын выскочил в проход между креслами и стал прыгать»
— В нынешней регулярке вы проводите на льду в среднем чуть более 12 минут, тогда как в прошлой играли больше. С чем это связано?
— В предыдущем сезоне в коллективе случилась череда травм. У нас тогда выбыла вся центральная ось, и мне пришлось закрывать позицию центрального нападающего. Тренер спросил, готов ли я к этому. Ответил утвердительно: «Скажете — сыграю». Таким образом получал время первого и второго звеньев и даже появлялся на площадке в большинстве. Порой набиралось по 16—18 минут за матч. Сейчас же я выхожу в четвёртом.
— Да и партнёры у вас постоянно меняются.
— Это действительно непросто, поскольку тебя ставят с разными людьми. Но все они — профессионалы. Если мне дают шанс действовать в одном звене с этими партнёрами, надо им пользоваться. Плюс со всеми можно договориться. Но, разумеется, на притирку уходит время. Тем не менее, я не первый год выступаю в КХЛ и не собираюсь обижаться и сетовать, что меня не определяют в ведущую тройку. Мол, потому и не забиваю. Глупые отмазки. Я взрослый человек и понимаю, что дело не в этом.
Например, в последних матчах отправили в компанию к Егору Филину и Даниэлю Усманову. Первым делом обсудили, как будем взаимодействовать на льду и помогать друг другу. Постарались играть на сильных сторонах каждого. Даниэль хорош на вбрасывании. Егор здорово контролирует шайбу. После каждой смены мы общались, сидя на скамейке. Это принесло свои плоды, и в дерби с ЦСКА отличился как я, так и Филин. Что же касается составов звеньев, Алексей Юрьевич как-то сказал, что для него все равны. Эта фраза засела у меня в сердце. То есть у нас нет такого, что первое и второе атакуют, а третье и четвёртое обороняются.
— Дерби с ЦСКА удаются вам особенно. В ноябре набрали два очка и помогли «Спартаку» одержать победу, в декабре тоже отличились, хотя красно-белые и уступили. Армейцев можно назвать вашими «клиентами»?
— Просто нравится противостоять сильным соперникам. Всегда приятно, когда и у них запредельный настрой. Кто бы что ни говорил, но есть рядовые матчи, а есть особенные. Тут можно назвать и поединки с московским «Динамо», СКА, «Торпедо». Ты изначально понимаешь, что на трибунах будет аншлаг, а фанаты будут гнать вперёд обе команды. Ощущаешь непередаваемый кайф, когда 12 тыс. человек в «Мегаспорте» начинают кричать: «Я, ты, мы — «Спартак» Москва».
— Каково это, забивать на «ЦСКА Арене» в дерби и слышать оглушительную тишину после собственного гола?
— Такого, кстати, не было, ведь приходит огромное количество наших поклонников. Просто не перестаю им удивляться. Например, мы прилетели на KHL World Games в Ташкент, а в аэропорту нас уже встречала группа людей. У всех в руках майки. Попросили оставить автографы и пожелали удачи. Приятно, что даже туда добрались фанаты клуба.
И когда мы играли с армейцами на выезде, неоднократно слышал, как они перекрикивали хозяев. Забросив же в последнем матче с красно-синими, сразу поехал в сторону сектора с нашими болельщиками. Потом смотрел обзор и чётко видел, как многие после моего броска подпрыгнули с мест.
— Когда в ноябре вы фактически принесли красно-белым победу над ЦСКА своими голом и результативным пасом, поклонники благодарили лично?
— У меня есть собственный Telegram-канал, и они регулярно туда пишут. Иногда просят помочь с билетами. Перед недавним дерби с ЦСКА тоже поступила подобная просьба, и я обратился через пресс-службу — предоставить несколько проходок. Вообще в соцсетях больше рассказываю про свою жизнь, семилетнего сына Мартина, который является огромным фанатом «Спартака». Все болельщики его прекрасно знают и задают вопросы о нём.
— Как часто берёте его на встречи красно-белых?
— Постоянно. Вот он ликует после нашего гола (показывает видео на телефоне. — RT). А вот раздаёт со мной автографы. Пожалуй, самый яркий момент с его участием произошёл в игре стартового раунда плей-офф с «Северсталью», когда я забросил сотую шайбу в КХЛ в карьере. Он выскочил в проход между креслами и стал прыгать. Тогда Мартин даже специально попросил у мамы разрешения сорвать с себя майку. Как правило, он может немного посмотреть сам матч, а потом начинается движуха. Его уже знают и все стюарды, и дети. Постоянно собирается большая компания: «Мы к Мартину». Могут играть в футбол, баскетбол. Энергия бьёт через край.
— Когда в первый раз привели его на хоккей?
— Месяца в три, будучи ещё хоккеистом «Авангарда». Есть даже фото, где он сидит на трибунах в специальных наушниках. Причём он и сам пытался заниматься и научился стоять на коньках, но ему не зашло.
«Во время защиты диплома будет приличный мандраж»
— Вы пропустили всего по одной встрече в предыдущих двух регулярках КХЛ. В чём секрет?
— Я обожаю играть. В концовке предыдущей Жамнов даже просил меня немного отдохнуть перед плей-офф, поскольку график был очень плотный. Но я отказался. Поверьте, хоккеисты больше устают от тренировок, чем от матчей, как бы много их ни было. Потому что, выходя на лёд, получаешь заряд адреналина от голов, побед и атмосферы на трибунах. На тренировках же, как правило, занимаешься рутиной.
— Вы как-то сказали, что только в 30 лет ощутили гармонию между ментальным и физическим состояниями. Разве можно в 33 года чувствовать себя на 20?
— Скажу больше, ощущаю себя лучше, чем тогда, по всем показателям. Причём нет какой-то одной причины. Всё началось с пищевой аллергии, проявившейся года четыре назад. Эта проблема подвигла обратиться к нутрициологу. В итоге полностью пересмотрел подход к питанию. Меня фактически научили, как правильно есть, что следует употреблять, а что необходимо исключить. Ты — профессиональный атлет и обязан понимать: твоё тело — твой инструмент. Также необходимо уделять много внимания правильному сну и психологическому восстановлению. Надо уметь справляться с давлением, ведь поводов для тревоги всегда хватает: то команда терпит поражения, то сам забить не можешь. Всё это помогло после 30 фактически выйти на новый уровень в карьере.
— Если брать питание, от чего полностью отказались?
— Например, совсем не пью алкоголь. Могу позволить себе сладкое, но в очень умеренных количествах. А продукцию фаст-фуда одной известной компании вообще не ел 11 лет. Даже не помню её вкуса. Каждый год аллерголог добавляет продукты, которые можно употреблять. Раньше мне нельзя было арбузы, а жена их любила и покупала. Бывало так, что супруга резала его на кухне, и запах стоял на всю квартиру. Ты тоже хочешь кусочек, но вынужден есть обычные макароны.
— А как выстроен ваш тренировочный процесс?
— У меня давно есть личный тренер по физподготовке, который помогает грамотно подойти к новому сезону. Он тоже учит правильно относиться к своему телу. К слову, когда перебрался в «Спартак», был приятно удивлён, насколько тут большое внимание уделяют вопросам восстановления. В клубе собрали лучший медицинский штаб в лиге, хотя не хочу принижать заслуги других коллективов. Да и сами хоккеисты у нас — профессионалы. Для меня же это давно — целая философия. Раз я занимаюсь этим делом, то должен задержаться в хоккее как можно дольше. А это будет возможно, только если правильно относиться к своей работе и идти на определённые жертвы.
— Как долго хотели бы ещё выступать на высоком уровне?
— Посмотрите на тех же Александра Радулова или Яромира Ягра. Но для меня ориентир — Криштиану Роналду. Да, он был поцелован богом с точки зрения таланта, однако отношение португальца к делу даже в 39 лет восхищает. Причём он передал его и своему сыну. Криштиану уже завоевал пять «Золотых мячей», но не щадит себя. Мои супруга и сын — лучшая опора. Я 12 лет играю в КХЛ и 11 из них женат. Мартину уже семь. Провёл ты хороший матч или плохой, они всегда помогут и примут. Это действительно дорогого стоит. Молодым ребятам-хоккеистам тоже следует задуматься о создании семей. Важно, чтобы у тебя всегда был надёжный тыл.
— Вы ещё успеваете заочно учиться в РАНХиГС на направлении «Государственная служба и кадровая политика». Как много времени на это уходит?
— Сейчас занимаюсь написанием диплома. Защита состоится уже в марте. Честно говоря, даётся непросто.
— Какую тему выбрали для диплома в магистратуре?
— «Государственное управление в сфере физической культуры и спорта. Особенности и проблематика». Как правило, пишу его после тренировок, благо они заканчиваются не слишком поздно. Иногда возникают сложности. Например, требовалось пообщаться с экспертами в этой области. Постоянно нахожусь на связи с научным руководителем. Одну главу уже сделал, осталось ещё полторы. Думаю, во время защиты будет приличный мандраж, сравнимый с игровым. Я ведь прежде такого не делал. Это в хоккее выходишь на лёд и многое выполняешь автоматически.
— Почему вообще решили получить второе высшее?
— Первая моя корочка — психолог. Но тогда, можно сказать, практически не учился. Зато в 29—30 лет понял, что хочу получить ещё одно образование. Прошёлся по комиссиям различных институтов и в РАНХиГС позвонил случайно. Девушка дала мне номер проректора Одиссея Даначева и сказала, что он меня выслушает. Набрал — и тот действительно назначил встречу в одной из аудиторий. Отнёсся же он ко мне так тепло, словно я вернулся в родной дом. Рассказал о своей программе, а я обозначил собственные пожелания. Одиссей Филаретович заверил, что вполне смогу совмещать учёбу с карьерой, и пообещал помочь, если возникнут трудности. До сих пор хорошо общаемся, и он периодически посещает матчи «Спартака». Потом подал документы в институт и успешно прошёл онлайн-тестирование.
— Как сдаёте сессии?
— Помню, первая была в сентябре, как раз когда стартовал сезон в КХЛ. Приходил с тренировок и слушал преподавателей. Иногда даже сидел в наушниках в раздевалке. Готовился к экзаменам вечерами и по ночам. Делал презентации в Power Point. Для меня это был тёмный лес. Причём не сталкивался ни с одним лёгким предметом. Неудивительно, что из тех, кто пришёл учиться со мной, не оказалось ни одного спортсмена. Все были в шоке, когда узнавали, что я играю в КХЛ. Один преподаватель во время переклички так и спрашивал: «Спортсмен на месте»?
Меня же удивляло, сколько знают эти люди. Если я могу с закрытыми глазами замотать клюшку, то они проснутся посреди ночи и назовут любой федеральный закон. Но ко мне относились по-доброму и старались всё объяснять. Порой даже вступал в споры. Ребята-однокурсники просили: «Прекрати его злить, нам ещё сдавать зачёт».
— После окончания карьеры планируете сменить профессию?
— Не знаю даже, что случится завтра-послезавтра. Просто понимаю, что в нынешней ситуации подобные специалисты востребованы в России. Страна активно развивается, и в мире спорта тоже нужны профессионалы, знающие о нём не понаслышке. Учусь, чтобы знать, как всё происходит, понимать, как пользоваться многочисленными законами.
— А работа тренером вас не привлекает?
— Пока больше склоняюсь в другую сторону: нравится сфера управления. Но как всё сложится дальше, предугадать невозможно. Сейчас получение образования — необходимость для меня. Например, в РАНХиГС по собственному желанию принял участие в конкурсе «Лидер.Про». Требовалось написать эссе или снять видео-презентацию. В итоге стал одним из десяти победителей. В качестве приза предоставили возможность провести один день с проректором РАНХиГС Русланом Николаевичем Корчагиным. Я был поражён, насколько плотно расписан график у человека. Кстати, он потом тоже приходил на один из матчей «Спартака». Корчагин дал мне несколько ценных советов. Самый главный запомнил навсегда: «Постоянно необходимо развиваться. Либо ты двигаешься вперёд, либо деградируешь». Стараюсь следовать ему. После окончания магистратуры собираюсь получить степень MBA.
Мне нравится, что, когда учусь, чувствую, как напрягается мозг. В начале сессии он буквально закипает от потока информации, а потом принимается работать совершенно по-другому. Да и переключиться от физических нагрузок после игр помогает здорово. Пусть даже провёл неудачную встречу, но тебя впереди ждёт лекция, отменять которую никто не станет.
— Какое желание вы загадали на Новый год?
— В первую очередь хотел бы поздравить всех болельщиков «Спартака» и любителей хоккея и пожелать только самого наилучшего. Что касается меня, то я очень люблю хоккей. Для меня большая честь — представлять эту команду. Мне очень комфортно в клубе, где для нас созданы все условия, ценю эту заботу и хотел бы как можно дольше защищать красно-белые цвета и быть полезным.
Свежие комментарии