ФСБ обнародовала архивные документы о преступлениях нацистского палача Мартина Фойербаха. Из документов следует, что в конце 1930-х годов он принимал активное участие в массовых казнях антифашистов в Австрии, а во время Второй мировой войны совершал аналогичные преступления в Польше, Югославии и Советском Союзе.
Историки отмечают, что по степени жестокости австрийские нацисты не только не уступали немцам, но и зачастую превосходили их.Центр общественных связей (ЦОС) ФСБ России опубликовал на своём сайте документы о нацистском палаче — штабс-ефрейторе вермахта Мартине Фойербахе.
Среди рассекреченных материалов — протоколы допроса Фойербаха и справка, составленная на него отделом контрразведки (ОКР) Смерш Отдельной Приморской армии (ОПАРМ). Ознакомиться с документами можно в разделе «История» на официальном портале ФСБ РФ.
Плен и допрос
В релизе ЦОС отмечается, что Фойербах был схвачен советскими солдатами 20 марта 1944 года в ходе боёв за освобождение Керчи. Во время первичного допроса в Разведотделе штаба ОПАРМ он поначалу попытался выдать себя за репрессированного немцами «члена австрийской Компартии», однако благодаря показаниям других пленных стало ясно, что это ложь.
Разведчики передали Фойербаха для дальнейшего разбирательства сотрудникам Смерша, которые установили его причастность к многочисленным преступлениям на территории Австрии, Польши, Югославии и Советского Союза. Показания нациста поразили даже видавших виды следователей. В справке Смерша от апреля 1944 года говорится, что как палач он «является экземпляром, выходящим за рамки всего известного нам до сих пор в этой области».
Контрразведчикам удалось выяснить основные этапы биографии Фойербаха. По данным Смерша, он родился в 1915 году в австрийском городе Вюрцбург. К нацистам он примкнул в 1935-м, вступив в 2-й штурмовой отряд 69-го полка штурмовиков в Вене.
В то время национал-социалистическая партия находилась в Австрии на нелегальном положении, поэтому в 1937 году за организацию собрания нацистов Фойербаха приговорили к семи годам тюрьмы. Однако в заключении он пробыл недолго — после аншлюса Австрии в марте 1938 года новые власти его освободили.
После выхода из тюрьмы Фойербах продолжил «карьеру» в штурмовых отрядах (СА) и активно участвовал в казнях австрийских антифашистов. Как напоминает историк спецслужб, эксперт Национального центра исторической памяти при президенте РФ Олег Матвеев, в первые недели после прихода немцев на территории бывшей Австрии были арестованы порядка 72 тыс. человек.
«Среди них были политики левых партий Первой республики, представители интеллигенции и другие противники гитлеровского режима, прежде всего евреи, каковых в стране насчитывалось порядка 400 тыс. Поэтому можно с уверенностью предполагать, что именно эта категория людей и стала первой жертвой палача Фойербаха в 1938 году», — отметил специалист в беседе с RT.
На допросе Фойербах рассказал, что в апреле 1938 года в Вене была устроена облава на коммунистов и других противников гитлеризма. Всего было задержано до 170 человек. Руководитель местных штурмовых отрядов оберштурмбаннфюрер Бек Рихард приказал всех их казнить.
Фойербах признался, что в ту ночь он лично повесил шестерых задержанных, а за 1938 год в общей сложности его жертвами стали 40 человек. В следующем году к этому списку добавилось ещё 80 казнённых. Палач помнил точное число убитых им людей, так как записывал эти данные в карманный календарь.
«Эти записи я имел обыкновение перечитывать каждый вечер, будь то в роте или дома. Благодаря этому мне удалось запомнить большинство цифр», — рассказал он на допросе в Смерше.
Многие казни, в которых принимал участие Фойербах, отличались особой жестокостью и садизмом. Так, в 1939 году в Брадере в общей сложности было убито до 200 коммунистов, часть которых подверглась истязаниям.
«Из них человек 20 были казнены не сразу, а сначала была отрублена правая рука, затем левая рука, левая нога, правая и, наконец, голова… Лично я отрубил конечности семи коммунистам», — признавался палач.
В отряде карателей
После начала Второй мировой войны Фойербаха призвали рядовым в германскую армию в 134-й запасной пехотный полк. Однако на фронт он не попал — как сына ветерана, погибшего в Первую мировую войну, его зачислили в 3-й батальон полка особого назначения по охране железнодорожных эшелонов.
Из состава этого соединения немцы формировали специальные карательные подразделения для борьбы с партизанами — так называемые «подвижные отряды».
На допросах Фойербах сообщил, что члены «подвижного отряда» находились «на привилегированном положении» по сравнению с другими военными.
«Мы получали усиленное питание, больше папирос, кекс, шоколад и т.д. Кроме того перед каждой казнью нам выдавали дополнительные папиросы, а после казни поили водкой, ромом и давали что-нибудь мясное, например, кровяную колбасу», — говорил он.
В 1941—1943 годах «подвижный отряд» Фойербаха зверски расправлялся с захваченными в плен советскими, венгерскими, польскими, югославскими партизанами и мирными жителями. Кровавый след палачи из «подвижного отряда» оставили в Варшаве, Львове, Киеве, Смоленске и Одессе.
В промежутках между сопровождением эшелонов отряд находился в Вене. В это время каратели продолжали участвовать в расправах над австрийскими антифашистами.
«В июне 1942 года... солдатами нашей роты в Вене было задержано ряд антифашистски настроенных лиц, которых согнали в здание арсенала близ Восточного вокзала. Всего предстояло казнить человек 100—150. Начальник Венского гарнизона... распределял — кто, каким способом должен быть казнён… Было, примерно, 4 вида казни: повешение, обезглавливание, отсекание конечностей и пригвождение», — сообщил Фойербах на допросе 3 апреля 1944 года.
Мнимая жертва
По словам Олега Матвеева, история Фойербаха является показательной для оценки участия австрийцев в преступлениях гитлеризма.
«По своей жестокости и изощрённости умерщвления людей, в основном ни в чём не повинных, попавших под горячую руку во время облав, австрийцы в чём-то даже переплюнули своих старших товарищей и учителей — немцев», — констатировал эксперт.
Как напоминает историк, нацизм пустил глубокие корни в Австрии задолго до аншлюса и впоследствии эта страна обеспечила Третий рейх многими высокопоставленными функционерами. Среди них — начальник Главного управления имперской безопасности Эрнст Кальтенбруннер, рейхскомиссар Нидерландов Артур Зейсс-Инкварт, создатель лагерей смерти Белжец, Майданек, Собибор и Треблинка Одило Глобочник и диверсант Отто Скорцени.
Кроме того, печально известный «архитектор холокоста» Отто Адольф Эйхман хоть и родился в Пруссии, но детство и юность провёл в Австрии, где он и сформировался как убеждённый нацист, напоминает Олег Матвеев.
Сразу после аншлюса на территории бывшей Австрии был создан один из самых чудовищных концлагерей — Маутхаузен. Его узниками стали около 335 тыс. человек. Из них, по официальным данным, было уничтожено свыше 122 тыс., в том числе 32 тыс. советских граждан, в основном военнопленных. Там был убит и Герой Советского Союза генерал-лейтенант инженерных войск РККА Дмитрий Карбышев.
«За время Второй мировой войны 150 тыс. австрийцев добровольцами вступили в войска СС нацистской Германии, а ещё 800 тыс. воевали в частях вермахта. Кроме того, 157 тыс. австрийцев оказались в советском плену, среди них и фигурант публикуемых сегодня документов, бывший штурмовик СА и ефрейтор вермахта Мартин Фойербах», — говорит Олег Матвеев.
На этом фоне идея о том, что Австрия якобы была «первой жертвой гитлеровской агрессии», не выдерживает критики, считает историк, хотя эта теория и была основополагающим мифом австрийского общества вплоть до начала 1990-х годов.
«Это позволило Австрии, в отличие от Германии, пройти «мягкую» денацификацию и быстро вернуть бывших нацистов в свою общественно-политическую жизнь. Страна превратилась в «оазис» для ветеранов вермахта и СС, занявших почётное место в народе, в том числе в органах власти», — пояснил Матвеев.
Схожего мнения о роли Австрии в становлении нацизма придерживается и эксперт Ассоциации историков Союзного государства России и Белоруссии Александр Паныч.
«Жертвой нацизма Австрия не была. Она стала, скорее, первым кирпичиком в построении нацистского государства и наряду с Германией образовала ядро, идейный центр, откуда вышло множество именитых нацистов», — сказал эксперт в разговоре с RT.
По словам аналитиков, обнародование ФСБ подобных документов позволяет пролить свет на неизвестные ранее эпизоды войны. Александр Паныч полагает, что в дальнейшем ожидается ещё немало таких материалов.
«Если опубликовать все документы сразу, то наше общество не сможет адекватно оценить их. Поэтому когда наступает та или иная историческая дата, тем более юбилейные события Второй мировой войны, ФСБ методично публикует архивные материалы, чтобы обстоятельно подойти к каждому свидетельству. Эти документы один за одним общество должно изучить и оценить», — резюмировал специалист.
Свежие комментарии