80 лет назад был подписан договор о советско-польской государственной границе. Территории, за которые Польша веками воевала с соседями, поделили по этническому принципу. Официальная Варшава согласилась на переход в состав Советского Союза земель Западной Украины и Западной Белоруссии, получив взамен щедрую компенсацию за счёт Германии.
По словам историков, договор сыграл важную роль в формировании современной Польши и в реализации положений ялтинско-потсдамской системы международных отношений.16 августа 1945 года был подписан договор о советско-польской государственной границе. Варшава согласилась на передачу СССР территорий Западной Украины и Западной Белоруссии. Это способствовало установлению стабильности и безопасности в Европе.
Спорные земли
История конфликтов и споров вокруг восточной границы Польши уходит вглубь столетий. Воспользовавшись проблемами, связанными с феодальной раздробленностью и последствиями монгольского нашествия, польские и литовские феодалы в средние века захватили обширные территории юго-западной Руси. В дальнейшем эти земли вошли в состав Речи Посполитой. Национальный и религиозный гнёт со стороны польско-литовских элит подталкивал местное православное население к восстаниям и поиску поддержки России.
«В XVII веке по итогам Переяславской рады и Русско-польской войны под власть Москвы перешли земли на Левобережье Днепра. А в результате трёх разделов Речи Посполитой и Венского конгресса российским императорам достались не только восточнославянские земли, но и значительная часть польских», — рассказал в беседе с RT представитель московского отделения Российского военно-исторического общества Сергей Перелыгин.
После Октябрьской революции Владимир Ленин признал независимость Польши. Однако вскоре у польского политического руководства во главе с Юзефом Пилсудским возникло желание расширить территорию страны до старых границ Речи Посполитой, в связи с чем Варшава развернула экспансию на земли советских республик. Мирные инициативы большевиков Пилсудский при этом проигнорировал.
«Руководствуясь желанием расширить свою территорию, Польша вступила в конфликты практически со всеми соседями», — отметил Сергей Перелыгин.
Агрессия Варшавы привела в 1919 году к началу Советско-польской войны. Боевые действия в ней велись с переменным успехом, но положение большевиков было очень сложным, так как параллельно им приходилось воевать на нескольких фронтах Гражданской войны и противодействовать иностранным интервентам. Конфликт с Польшей завершился в 1921 году. По его итогам под контроль Варшавы перешли территории Западной Украины и Западной Белоруссии, а также литовский Вильнюс с округой.
«Линия границы породила многочисленные дискуссии, так как население приграничных районов было смешанным», — подчеркнул в беседе с RT политолог, кандидат исторических наук Вадим Трухачёв.
Министр иностранных дел Великобритании лорд Джордж Наталиэн Керзон на фоне конфликта рекомендовал Польше для стабилизации политической ситуации ограничиться контролем над землями с преобладающим польским населением.

«По мнению главы британского внешнеполитического ведомства, границу стоило провести по линии между Гродно и Карпатами, к западу от которой жили преимущественно поляки, а к востоку — украинцы и белорусы. Этот проект получил в историографии название «Линия Керзона», — отметил в разговоре с RT методист Музея Победы Николай Лахтиков.
Однако официальная Варшава к рекомендациям британского министра прислушиваться не захотела и сохранила контроль над захваченными территориями, называя их Восточными кресами. По словам историков, местное восточнославянское население подвергалось политическому давлению и было очень недовольно польским правлением.
В 1930-е годы Польша сблизилась с гитлеровской Германией. После Мюнхенского сговора Варшава, опираясь на поддержку Берлина, захватила Тешинскую область. Но вскоре у нацистов возникли территориальные претензии и к самой Польше, приведшие к началу Второй мировой войны.
«СССР оказался перед перспективой получить границу с рейхом возле Киева и Минска. При этом военно-политическая обстановка требовала передвижения рубежей как можно дальше на запад. Поэтому на фоне разрушения польской государственности Красная армия вступила в заселённые украинцами и белорусами районы, захваченные Польшей в начале 1920-х годов. По сути, была исправлена историческая несправедливость. В результате свободного волеизъявления местного населения Западная Украины и Западная Белоруссия были присоединены, соответственно, к УССР и БССР», — рассказал Николай Лахтиков.
«По этническому принципу»
После начала Великой Отечественной войны бывшие Восточные кресы были захвачены нацистской Германией, и территориальные споры временно утратили актуальность. Однако после того как в войне наметился перелом, обусловленный победами Красной армии под Сталинградом и на Курской дуге, стало понятно, что проблему польско-советской границы решать всё-таки придётся.
Обсуждение будущей территориальной конфигурации Польши началось на Тегеранской конференции. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложил провести польскую восточную границу в районе «линии Керзона» и компенсировать Варшаве территориальные потери за счёт передачи ей германских земель. Он положил на карту три спички: две вдоль довоенных границ Польши, а одну — на линию, начерченную в своё время главой британского внешнеполитического ведомства. Затем Черчилль взял восточную спичку и переложил её на запад, на такое же расстояние от западной границы Польши, как от «линии Керзона». Все члены «Большой тройки» одобрили такой подход.

«Обсуждение польского вопроса продолжилось на Ялтинской конференции. Лидеры СССР, Великобритании и Польши окончательно договорились о том, что граница пройдёт по «линии Керзона» с небольшими отступлениями в пользу Варшавы. Фактически её вернули к конфигурации, установленной осенью 1939 года», — отметил Николай Лахтиков.
По словам историков, с практической реализацией договорённостей могли возникнуть проблемы, если бы Польша находилась под фактическим контролем эмигрантского правительства. Однако на территории страны стояли части Красной армии, а действующая власть была настроена просоветски.

Ещё до официального подписания договора о границе СССР сделал Польше ряд уступок по сравнению с территориальным положением, сложившимся в 1939 году. Так, под контроль Варшавы перешёл город Белосток с прилегающими к нему районами, на которых в дальнейшем было образовано Белостокское воеводство. Кроме того, Советский Союз передал Польше пять районов Львовской области, лежавших к западу от «линии Керзона».
16 августа 1945 года глава НКИД СССР Вячеслав Молотов и премьер польского Временного правительства национального единства Эдвард Осубка-Моравский подписали в Москве договор о советско-польской государственной границе.

В нём содержались ссылки на решения Ялтинской конференции. Граница проводилась по «линии Керзона» с уступками на отдельных участках от 5 до 8 км в пользу Польши. Договор также включал в себя перечень конкретных географических объектов, через которые проходила граница. 5 февраля 1946 года стороны обменялись ратификационными грамотами в Варшаве, и документ вступил в законную силу.
«Договор превратил советско-польскую границу из зоны напряжённости в «линию дружбы». Это обеспечило стабильность и безопасность в регионе, в первую очередь для самой Польши. Положения документа стали частью ялтинско-потсдамской системы международных отношений, определившей послевоенное устройство Европы. Официальная Варшава получила гарантии территориальной целостности. Новая граница была проведена по этническому принципу. Население Польши стало более однородным», — отметил Сергей Перелыгин.

В 1940-е—1950-е годы были уточнены линии границ в Подляшье, Галиции и бывшей Восточной Пруссии, а также произошёл обмен территориями — за участок в районе Буга Польша получила город Устшики-Дольне с прилегающими к нему землями. По словам историков, принципиально на положения договора 1945 года это не повлияло.
«Последствия советско-польского договора остаются актуальными и в наши дни, так как этот документ фактически до сих пор определяет границы Польши — пусть и с новыми государствами. Официальная Варшава пересматривать их не стремится, за исключением, возможно, участка в районе Львова», — подытожил Вадим Трухачёв.
Свежие комментарии