
Новые украинские беженцы в Германии с 1 июля 2026 года лишатся повышенных пособий бюргергельд и будут получать выплаты меньшего размера — для просителей убежища, сообщила газета Bild со ссылкой на источники. При этом действовать нововведение начнёт ретроспективно: въехавшие в ФРГ после 1 апреля 2025 года уже не смогут оформить бюргергельд.
Ранее немецкие политики не раз выражали недовольство тем, что с Украины бегут молодые мужчины, которые могли бы пригодиться на фронте. Эксперты отмечают, что бюджетный кризис заставляет немецкие власти скрупулёзно считать расходы. К тому же таким образом они пытаются снизить привлекательность Германии для украинцев, чтобы те оставались в своей стране.В Германии новые украинские беженцы вскоре не смогут рассчитывать на повышенные пособия, известные как бюргергельд (Bürgergeld, с немецкого — «деньги для граждан»), которые являются материальной помощью для тех, кто ищет работу или чей доход недостаточен для самообеспечения. Немецкие власти уравнивают украинцев с беженцами из других стран, переводя их на соответствующие выплаты.
«Новое распоряжение вступит в силу 1 июля 2026 года и будет действовать задним числом — с апреля 2025 года. Однако уже утверждённые решения о выплате пособия по безработице будут действовать до конца сентября 2026 года, когда переход на новую систему выплат должен быть завершён», — сообщили в Bild со ссылкой на свои источники.
В газете напомнили, что в настоящее время украинцы получают €563 в месяц. Эта сумма включает плату за аренду жилья, отопление и обязательное медицинское страхование.
Однако теперь прибывших в страну после 1 апреля 2025-го ждёт переход на выплату для просителей убежища — €441 в месяц, а медицинская помощь будет им доступна в ограниченном виде.По данным издания, дата введения изменений вызвала жаркие дебаты в правящей коалиции. Если в Социал-демократической партии Германии (СДПГ) предлагали отложить нововведения, то в ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз / Христианско-социальный союз) настаивали на их скорейшем применении.
«СДПГ хотела выбрать более позднюю дату... Однако в ХДС/ХСС категорически отклонили эту идею, опасаясь, что установление крайнего срока в будущем может побудить украинцев поспешить воспользоваться действующим на данный момент положением», — пояснили в Bild.
По данным газеты, с 1 апреля 2025 года в Германию прибыли 83 640 человек — они и подпадают под нововведения. Всего же в стране в настоящее время проживают около 1,2 млн украинских беженцев, 700 тыс. из которых получают бюргергельд.
«У некоторых стран ЕС возникли вопросы»
Поток въезжающих в ФРГ украинцев, особенно молодых мужчин, в последнее время является острым раздражителем для немецких властей на разных уровнях. Местные политики возмущаются, что бегущие с Украины не хотят воевать, и требуют от Киева закрыть им выезд.
В конце августа украинский кабмин разрешил выезд за границу всем мужчинам в возрасте от 18 до 22 лет включительно. Вследствие этого в европейских странах начали фиксировать рост числа беженцев с Украины.
«У некоторых стран ЕС... возникли вопросы к украинским властям в связи с их решением позволить большему количеству молодых украинцев покидать страну, когда сильно уступающие в численности ВСУ испытывают проблемы с мобилизацией», — отметили в The Irish Times.
Шаг Киева раскритиковали как партии, выступающие против миграции и «за более мягкий курс в отношении России», так и политики, поддерживающие Украину, подчеркнули в газете.
В частности, канцлер ФРГ Фридрих Мерц даже обратил на это внимание Владимира Зеленского. По его словам, он потребовал от главы киевского режима принять меры против выезда молодых украинцев.
«Большинство прибывающих с Украины — это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, поскольку военная служба в Украине начинается только с 25 лет. Я попросил его позаботиться о том, чтобы эти молодые люди остались на Украине, потому что они нужны своей стране, а не Германии», — заявил политик позднее на пресс-конференции с президентом Кипра Никосом Христодулидисом в Берлине.
Как сообщили в The Telegraph, проблема с беженцами обострила отношения властей Украины и Германии.
«Между Мерцем и Зеленским возник разлад после того, как послабления в рамках военного времени привели к притоку (в Германию. — RT) мужчин призывного возраста», — отметили в газете.

Попытки Зеленского удержать украинских родителей от отправки своих молодых сыновей за границу, чтобы избежать их возможного призыва, не увенчались успехом, констатировали в издании. Вместо этого возникла «точка трения» между немецким канцлером и главой киевского режима.
«Ввиду предвыборных обещаний насчёт жёсткого контроля границ, Мерц находится под огромным давлением с тем, чтобы заверить немцев, что он сможет удержать миграцию под контролем», — пояснили в The Telegraph.
«Всему есть предел»
По словам заведующего отделом Украины Института стран СНГ Ивана Скорикова, Берлин подвели к пересмотру пособий для украинских беженцев как недовольство немецкой общественности, так и усталость от несоразмерных расходов.
«Всему есть предел, и этот праздник иждивенчества вечно продолжаться не может. Германия, кстати, является одной из стран, которые до последнего не сокращали пакет помощи украинским беженцам. Очевидно, что в обществе зреет недовольство тем, что конфликт продолжается, а украинцы не собираются возвращаться и воевать за свою страну, садясь на шею местному населению», — пояснил эксперт в беседе с RT.
По его мнению, происходящее в Германии — часть общего тренда усиления скепсиса в Европе по поводу помощи украинским беженцам.
Доцент РУДН и Финансового университета Николай Пархитько связал решение Берлина с истощением немецкого бюджета. Он подчеркнул, что социальная система страны «не резиновая» и бюджет больше не выдерживает прежних обязательств.
«Германские финансовые возможности истощены. Рост стоимости энергии и коммунальных платежей ударил по домохозяйствам. А приток беженцев — не только с Украины — лишь ускоряет кризис», — пояснил аналитик в разговоре с RT.
Пархитько отметил, что власти были вынуждены «подкрутить гайки», чтобы система социального обеспечения не развалилась.
В свою очередь, доцент философского факультета МГУ Борис Межуев видит в решении Берлина не только экономические, но и политико-стратегические мотивы. Он считает, что Германия пытается стимулировать возвращение украинцев домой.
«Европа пытается компенсировать нехватку людей на Украине, создавая менее благоприятные условия для беженцев оттуда, чтобы они всё-таки возвращались в свою страну и защищали её. Вторая причина — бюджетный кризис, рост протестных настроений и усиление правых партий, которые занимают скептическую позицию по отношению к поддержке Украины», — сказал эксперт в комментарии RT.
Однако, по мнению Николая Пархитько, решение немецких властей вряд ли остановит поток беженцев с Украины.
«Они как бежали, так и будут бежать. Условия в Польше или Румынии не сравнимы с немецкими даже в урезанном виде. Поэтому Германия всё равно будет для них более привлекательной», — полагает он.
А вот Иван Скориков уверен, что ужесточение Берлином политики по выплатам приведёт к изменению миграционных потоков.
«Если Германия последует примеру Польши, мы увидим новую волну, но внутренней европейской миграции. Очень много украинцев сейчас перемещается в Чехию. Страна уже принимает до 5% украинцев от своего населения», — заявил аналитик.

Этой же точки зрения придерживается и Борис Межуев, полагая, что в ближайшем времени «Германия перестанет быть раем для беженцев — и не только украинских».
«Наступает эпоха закрывания дверей, и это неизбежно. И это несмотря на то, что Германия остаётся приверженцем поддержки конфликта на Украине. Думаю, таким образом там хотят сэкономить средства для поддержания киевского режима и помочь ему с оттоком боеспособного населения», — полагает политолог.
Однако не стоит ждать, что Зеленский в ближайшем будущем займётся ужесточением правил выезда для молодых украинцев, считает Межуев.
«Ему сейчас абсолютно не до этого. Он пытается удержать власть, потому что она начинает постепенно ускользать от него. К тому же бедственное положение ВСУ Зеленскому отчасти на руку, так как это может сподвигнуть США и Европу усилить свою помощь Украине и, как знать, может быть, даже направить туда свои контингенты», — сказал он.
Николай Пархитько, напротив, уверен, что Зеленский прогнётся под давлением западных партнёров и вернётся к жёстким мерам по удержанию боеспособных мужчин на Украине.
«Я абсолютно убеждён, что те, кто выехал, все были внесены в соответствующий реестр. Потому что до этого они прятались по квартирам, чтобы их тэцекашники на улице не хватали. А тут они раскрыли себя. Так что всех их взяли на карандаш, и, когда возникнет необходимость (а при сохранении текущих тенденций она точно возникнет), в Киеве изыщут методы, как из Европы этих сбежавших ребят забрать и отправить в ВСУ. Я не исключаю, что подобные механизмы уже прорабатываются в сотрудничестве с европейскими властями», — отметил собеседник RT.
Говоря о рисках дальнейшего оттока украинской молодёжи, Иван Скориков обратил внимание на демографическую проблему.
«На Украине уже развернулась демографическая катастрофа. А социологические опросы фиксируют, что уехавшие из страны украинцы не горят желанием возвращаться в разрушающуюся страну. И проблема будет только нарастать, учитывая, что поток бегущих не снижается, а только увеличивается и «молодеет». В конце концов в стране не останется тех, кто мог бы помочь ей оправиться после завершения конфликта», — резюмировал эксперт.
Свежие комментарии