UFC анонсировал два главных поединка первого номерного турнира 2025 года. Во втором по значимости бое вечера за титул в легчайшем весе сразятся Мераб Двалишвили и Умар Нурмагомедов, а закрывать его будут действующий чемпион лёгкого дивизиона Ислам Махачев и Арман Царукян. Но если это шоу ожидаемо привлечёт огромное внимание публики, то еженедельные турниры вновь рискуют стать проходными — как это происходит в последние четыре года.
И виной тому не только последствия пандемии коронавируса, но и неоднозначная политика промоушена.В декабре в UFC произошло сразу два знаменательных события. Во-первых, в Лас-Вегасе прошёл последний номерной турнир промоушена уходящего года, запомнившийся скандальным поражением Александра Волкова и очередной победой Мовсара Евлоева. Во-вторых, руководство анонсировало два главных боя первого крупного шоу 2025 года, запланированного на 18 января. На нём выступят аж трое россиян, причём двое из них станут участниками титульных схваток. Ислам Махачев проведёт четвёртую защиту пояса в лёгком весе в дуэли Арманом Царукяном, а Умар Нурмагомедов сразится с Мерабом Двалишвили за трофей в легчайшем.
Таким образом, первый же месяц нового года украсит мероприятие, не только включающее в себя два боя за титул, но и в целом располагающее крайне впечатляющим кардом. Помимо вышеупомянутых бойцов, в «Интьют Доум» подерутся экс-чемпионы в полутяжёлой категории — Иржи Прохазка и Джамал Хилл, топы лёгкой — Бенэил Дариуш и Ренато Мойкано, а звёздный Кевин Холланд проэкзаменует бывшего обладателя поясов ONE FC Ренье де Риддера. И это только основная программа. А ведь есть ещё предварительная, где собраны такие заметные спортсмены, как Жаилтон Алмейда, Сергей Спивак и Джонни Уокер.
На фоне этого первое шоу UFC в январе выглядит более чем скудно. На еженедельнике в Лас-Вегасе планируется провести 14 битв, но ни одна из них не претендует на статус сверхожидаемой. Да, российским болельщикам будет любопытно понаблюдать за противостояниями Романа Копылова и Криса Кёртиса, а также Виктории Дудаковой и Фатимы Клайн. Но если смотреть шире, то по-настоящему топовых сражений не наблюдается. Возглавит же турнир встреча между шестым и восьмым номерами минимального веса — Маккензи Дёрн и Амандой Рибас. Но привлечёт ли она внимание большой аудитории? Вряд ли.
К слову, за последние годы разрыв между еженедельными и номерными турнирами UFC разительно увеличивался. Безусловно, проходные были и в условном 2015 году, когда октябрьское шоу в Дублине возглавляли Пэдди Хулахан и Луис Смолка. Но то был чуть ли не единичный случай, в то время как сейчас схватки такого калибра во главе программы стали обыденностью. Только за последние полгода мероприятия закрывали такие поединки, как Нил Мэгни — Карлос Пратес, Энтони Эрнандес — Мишель Перейра, Брэндон Ройвал — Татсуро Таира и Аманда Лемос — Вирна Яндироба. И ни одну из них нельзя назвать знаковой.
Если вернуться к тому же 2015 году, то может сложиться впечатление, будто еженедельники ценились куда больше. Тогда в декабре состоялся масштабный UFC 194, запомнившийся победами Конора Макгрегора и Люка Рокхолда над Жозе Алдо и Крисом Вайдманом соответственно. Но рядовые шоу тоже привлекали к себе заметное внимание. Например, на одном из них Рафаэль дос Аньос защитил пояс в лёгком весе в дуэли с Дональдом Серроне, а на другом экс-чемпион Фрэнки Эдгар нокаутировал Чэда Мендеса — на тот момент оба входили в топ полулёгкой категории. Да, поединок Пейдж Ванзант с Роуз Намаюнас может показаться не таким привлекательным, но тогда обе девушки пользовались огромной популярностью.
В целом, количество топ-боёв на UFC Fight Nights в то время поражало. Достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что на них трижды проходили сражения за пояс. Помимо дос Аньоса, трофеи успешно защитили Йоанна Йенджейчик и Ти Джей Диллашоу. А также выступали такие звёзды, как тот же Макгрегор, Александр Густафссон, Энтони Джонсон, Витор Белфорт, Мирко Филиппович, Стипе Миочич, Лиото Мачида — список можно продолжать. И это только главные схватки, хотя ими всё не ограничивалось.
Чем же можно объяснить такую разницу в подходе к формированию кардов? Очевидный ответ, местом их проведения. До пандемии коронавируса UFC предпочитал не засиживаться в родном Лас-Вегасе, а колесил по разным городам как США, так и мира. И был вынужден привозить заметных спортсменов для привлечения внимания. Ведь болельщики из условного Лос-Анджелеса или Монреаля вряд ли пошли бы смотреть на выступление середняков.
Сейчас же ситуация заметно изменилась. Например, в 2024 году промоушен провёл 41 турнир, 17 из которых — в UFC Apex. И буквально каждый из них был проходным. На общем фоне выделяется разве что январское шоу с реваншем между Магомедом Анкалаевым и Джонни Уокером да противостояние тех же Ройвала с Таира в августе. Но первый был интересен, в первую очередь, российским болельщикам, а второе могло похвастаться наличием двух бойцов из топ-5 наилегчайшего веса.
Наверняка в UFC Apex не очень комфортно драться и самим спортсменам. Ведь одно дело выступать на переполненной многотысячной арене, другое — в небольшом зале, вместимостью не более тысячи человек. Если в период пандемии это было оправдано, ведь уберегало бойцов от лишних контактов и снижало риск заболевания, то в чём причина сейчас? Судя по всему, в чемпионате попросту решили не тратиться на обычные Fight Nights, а всё внимание сосредоточили вокруг PPV. С финансовой точки зрения это логично, однако сильно бьёт по престижу промоушена.
Безусловно, ещё одной причиной может быть сокращение числа звёзд и того, насколько регулярно они готовы заходить в клетку. Для этого проанализируем статистику десяти лучших бойцов 2015-го по версии Tapology и сильнейших по состоянию на декабрь 2024-го. Если в этом году топы суммарно поучаствовали в 18 поединках, то девять лет назад таких набралось аж 24. А один раз за 12 месяцев подрались лишь Фабрисио Вердум, ожидавший возвращения в строй Кейна Веласкеса, да Робби Лоулер. Американец пережил настоящую бойню в легендарном противостоянии с Рори Макдональдом и был вынужден потратить много времени на восстановление. При этом Макгрегор, Йенджейчик, Холли Холм и Дэниел Кормье отпахали по три боя, а Макс Холлоуэй и вовсе оказывался в октагоне четырежды.
Что же происходит сейчас? Сразу пятеро спортсменов, включая лидера рейтинга P4P Ислама Махачева, ограничились одной дуэлью, четверо — двумя, а трижды своё мастерство продемонстрировал лишь Алекс Перейра. Правда, и здесь есть небольшая ложка дёгтя. Ведь его встреча с Халилом Раунтри — младшим больше напоминала не тяжёлое испытание, а лёгкую возможность пополнить послужной список очередной защитой трофея.
Также можно упомянуть страдающего от проблем со здоровьем и вернувшегося в клетку после годичного перерыва Хамзата Чимаева, шесть месяцев отходящего от поражения Леона Эдвардса, крайне нерегулярно выступающих Исраэля Адесанью и Шавката Рахмонова, а также лишь раз порадовавшего своих болельщиков за последние 16 месяцев Джастина Гэтжи. В таких условиях заполнить все мероприятия кажется практически невыполнимой задачей.
И хотя болельщиков такое положение дел не устраивает, в ближайшее время изменений политики от UFC ждать не стоит. На данный момент уже опубликовано расписание первых турниров 2025 года. Так, до марта лига устроит 11 шоу и больше трети из них состоится в «Апексе». Пока карды до конца не сформированы, но по-настоящему впечатляющих битв пока на горизонте не наблюдается. Конечно, если не брать в расчёт UFC Fight Night 250 в Эр-Рияде. Но это скорее обусловлено желанием саудовских шейхов громко заявить о себе и привлечь большое внимание к местным мероприятиям. Те никогда не жалели средств и поэтому обеспечивают наличие в карде больших имён. Например, в феврале там выступят Адесанья, Сергей Павлович, Шарабутдин Магомедов и другие.
Свежие комментарии