У российских пловцов есть шансы зацепиться за медали чемпионата мира на 50-метровых дистанциях, так как слишком много факторов будет влиять на результат. Такое мнение перед стартом турнира высказал в интервью RT четырёхкратный олимпийский чемпион Александр Попов. При этом он отметил, что видит и нюансы, которые способны помешать, в частности незалеченные травмы.
Его партнёр по золотой эстафете вольным стилем в 2003-м Денис Пиманков, в свою очередь, надеется, что Мирону Лифинцеву, Клименту Колесникову и Евгении Чикуновой удастся реализовать свой потенциал и порадовать поклонников.В воскресенье чемпионат мира по водным видам спорта в Сингапуре вступает в самую интересную свою часть: в бассейне начнут выяснять отношения сильнейшие пловцы планеты. О том, каких интриг, сенсаций и результатов стоит ждать, рассуждают легендарный олимпионик Александр Попов и чемпион мира Денис Пиманков.
Именно эти двое стали авторами единственной в истории отечественного плавания золотой медали в спринтерской эстафете, завоёванной 22 года тому назад на форуме в Барселоне. Поэтому и разговор начался с наиболее интересной для них темы — спринтерских дистанций вольным стилем.
— Королевская стометровка — это всегда интересно, а, благодаря китайцу Паню Чжаньлэ этот вид программы стал год назад в Париже едва ли не главным событием Олимпийских игр.
Александр Попов: Я бы сразу добавил, что таким же событием стала комбинированная эстафета 4х100 метров, в которой Китай впервые в истории одержал победу. Но самое удивительное для меня заключается даже не в том, что Пань Чжаньлэ проплыл стометровку с совершенно непостижимым для понимания мировым рекордом (46,40), а в выступлениях китайца на этапе Кубка мира в конце прошлого года.
Он проплыл 800 метров вольным стилем в 25-метровом бассейне с результатом 7:35.30, то есть, показал более высокие секунды, чем люди, которые становятся на этой дистанции чемпионами России. Здесь, мягко говоря, я бы, наверное, сел и призадумался: куда мы идём, если человек плавает не профильную для себя дистанцию так быстро? И насколько велик его потенциал в спринте, если он способен так держать скорость на длинной дистанции?Я удивился, кстати, почему Чжаньлэ не посчитал нужным плыть на Играх 200 метров. Длинная дистанция напрямую связана со второй половиной как на сотне, так и на двухстах. Она заставляет спортсмена работать на расслабление, а этому не научиться ни на «полтиннике», ни на «сотне». Такое умение приходит исключительно через длинные дистанции, где приходится заставлять мышцу дышать, расслабляться. Как работа сердца: сократилось — расслабилось, сократилось — расслабилось.
На примере Чжаньлэ мы видим, что человек умеет не просто длинно плыть на тренировках, но делает это на уровне мировых стандартов. Из того, что будоражит сейчас мою голову, это, пожалуй, самое удивительное. Потому что вижу: потенциально китаец способен плыть ещё быстрее.
— Как думаете, это результат невероятного природного таланта или современных плавательных технологий?
А.П.: Давайте разберёмся: наиболее лимитирующий фактор для спортсмена всегда один — это страх. Боязнь устать, не удержать скорость, поскольку это всегда связано с очень сильными болевыми ощущениями, которые под конец дистанции накрывают пловца с головой. «Полтинник» я вообще сейчас не беру, поскольку это другое кино, но мне кажется, что на стометровке народ нашёл какой-то новый психологический подход к прохождению дистанции. Все очень быстро начинают, и так же быстро заканчивают. Иначе говоря, способностью плыть вторую половину из 25 секунд никого уже не напугаешь.
— А то, что на турнире Sette Colli Trophy в Риме Давид Попович проплыл вторую половину за 23,98, вас удивило?
А.П.: Нет. Более того, примерно за полгода до этого я разговаривал с кем-то из наших спринтеров, по-моему, с Климентом Колесниковым, и сказал ему, что даже если ты плывёшь вторую половину стометровки за 24,1, это не даёт никакой гарантии преимущества, поскольку так способны плавать по нынешним временам уже пять или шесть человек в мире. Не факт, конечно же, что все они сумеют так проплыть на соревнованиях, но для того, чтобы внутренне чувствовать себя комфортно, надо плыть за 23,5. Попович уже сделал заявку на эти цифры, посмотрим, чем ответит в Сингапуре наш китайский уникум. Он реально может ещё раз превзойти свой же рекорд, поскольку умеет быстро начинать дистанцию и так же быстро её заканчивать. Словом, я в предвкушении. С огромным нетерпением жду этого заплыва. Так же, как и, наверное, двухсотки.
На Олимпиаде в Париже её достаточно уверенно выиграл Попович. При достаточно плотной конкуренции совсем ещё молодой парень не постеснялся, вышел и показал, кто в доме хозяин, что называется. Сейчас Давиду будет чуть посложнее психологически, потому что все наверняка станут на него ориентироваться. Хотя бороться с ним по моим предположениям будет очень и очень тяжело.
Денис Пиманков: На стометровке вольным стилем вообще хорошая компания собирается. Это и Попович, и Чжаньлэ, и австралиец Кайл Чалмерс. Егора Корнева, конечно, тоже не скидываем со счетов. На турнире в Риме он небритый, под нагрузкой проплыл «сотню» за 47,6, а в Сингапуре, думаю, весь подиум будет из 47,0. Но тем лучше для Корнева. «Полтинник» у него может получиться лучше, чем стометровка, но прогнозы на этой дистанции делать бессмысленно — здесь уж как карта ляжет. А вот «сотня» в любом случае должна оказаться невероятно быстрой, и это — хорошая разминка для Егора перед комбинированной эстафетой. Уже сейчас понятно, что заключительный этап у нас будет очень и очень сильным.
Есть, правда, нюанс, который надо держать в голове. Олимпийские чемпионы в этом виде — китайцы, и вся их эстафета в Сингапуре очень сильно зависит от этапа на спине. Выскочит кто-то у них в этом стиле, или нет, большой вопрос.
У американцев каждые четыре года в плавании на спине прослеживалась чёткая преемственность поколений. Ленни Крайзельбург уступил место Аарону Пирсолу, того сменил Райан Мёрфи, который отработал не четыре года, как его предшественники, а все восемь. Но на смену Райану никто толком не пришёл, в американском плавании в разгаре смена поколений, а сам Мёрфи на чемпионат мира не едет. Так что у нас, считаю, очень высоки шансы на медаль. К тому же всегда считалось, что чемпионат мира на длинной воде после Олимпиады более слаб, чем тот, что был до неё.
Будет интересно как сложится борьба в женской спринтерской эстафете. Напомню, что, несмотря на довольно большое количество медалей, завоёванных американцами на Играх в Париже, деятельность национальной федерации плавания была признана неудовлетворительной. В Америке действительно очень серьёзно задумались. Если австралийки бьют их в эстафете на голову, что будет через три года в Лос-Анджелесе?
У нас в кои-то веки собралась в кролевой эстафете достаточно сильная команда с Дарьями Клепиковой и Трофимовой во главе, и если девчонки в финале зацепятся за четвёртое или пятое место, это будет очень неплохой задел, чтобы к следующему чемпионату мира подойти во всеоружии.
— Можно ли рассчитывать, что в Сингапуре повезёт кому-то из отечественных спортсменов помимо Евгении Чикуновой?
А.П.: Я вообще надеюсь, что ребятам удастся зацепить медали на «полтинниках», причём, не только кролем — мы уже видели очень неплохие выступления и у Вани Кожакина в брассе, и у Мирона Лифинцева в плавании на спине, и у Егора Корнева. Стометровки это всё-таки несколько иная история: чем старше становится пловец, тем тяжелее ему становится держать скорость на более длинных дистанциях. А вот 50 метров, особенно вольным стилем, реально непредсказуемы. Слишком много факторов там определяют результат: мощный старт, подводная часть, касание. Это такая дистанция, которую нужно раскладывать по сантиметрам и смотреть, за счёт чего можно добавить. Где можно улучшить технику, как избежать падения скорости. Сейчас результаты уплотнились настолько, что ни на каком этапе дистанции места для ошибки просто не осталось.
Д.П.: По рейтингам у нас всё очень хорошо. Лифинцев выиграл на турнире в Риме 50 и 100 м на спине, причём на последней дистанции в очной борьбе обыграл олимпийского чемпиона и мирового рекордсмена на этой дистанции Томаса Чеккона. Это такой прямо очень весомый вклад в копилку уверенности Мирона перед главным стартом. Но и Чеккон парень непростой, думаю, его самолюбие сильно задето. Плюс в Риме он, конечно же, плыл, как и все, под нагрузкой. У Колесникова старт в Италии не получился, но это тоже не показатель, потому что, мне кажется, для Климента чем хуже складываются обстоятельства, тем лучше он с ними справляется.
А.П.: Не люблю делать какие-то прогнозы касательно результата, но вижу факторы, которые способны помешать, скажем так. Например, травма плеча, о которой уже не раз упоминал Лифинцев. В плавании на спине это довольно сильный лимитирующий фактор, с которым сталкивался, кстати, ещё Евгений Рылов. Я бы вообще сказал, что для пловцов уши, нос и плечи — это основа основ. Любая неполадка может очень сильно отразиться на результате. Понятно, что Мирон совсем молодой и у него, как принято говорить, всё впереди, но, если ты ставишь перед собой задачу плавать долго и на высоком уровне, надо постоянно заниматься тем, чтобы держать в тонусе мышечный корсет, много и, главное, каждодневно работать над этим не только в зале, но и в воде, но ни в коем случае не перекачаться. То есть, речь идёт о реально ювелирной подводке к результату.
— А отнести к числу фаворитов в женском брассе рекордсменку мира на дистанции 200 метров Евгению Чикунову вы готовы?
А.П.: Женя, безусловно, одна из сильнейших брассисток мира, хотя её результат на Кубке России в Казани показался мне слабоватым. Её нынешний рекорд составляет 2.17,55, а тут она проплыла за 2.22,70.
Меня всю спортивную жизнь учили тому, что под нагрузкой можно и нужно плыть в определённых рамках, выходить за которые нежелательно. Иначе та простартовка, которая необходима спортсменам перед главным турниром, просто теряет смысл.
С другой стороны, я сейчас рассуждаю, как пловец старой школы, и не стану утверждать, что какие-то мои взгляды на подготовку абсолютно верны. Может быть, та же Чикунова выйдет на старт и сбросит со своего рекорда сразу несколько секунд, как это было два года назад, кто знает? Понятно, что после шести золотых и четырёх серебряных наград, которые наши пловцы завоевали на декабрьском чемпионате мира в Будапеште, у болельщиков появилась некая эйфория, где-то — завышенные надежды, но надо понимать, что легко никому в Сингапуре не будет.
Д.П.: В любом случае, зная, как Женю, так и её тренера Витту Новожилову, я не сомневаюсь, что Чикунова будет стремиться взять реванш за пропущенные Олимпийские игры. Равно как и за поражение от Кейт Дугласс на декабрьском первенстве в Будапеште. Сингапур в этом плане должен всё расставить по местам. Понятно, что все, кто пришёл из ярдовых бассейнов, имеют заведомое преимущество по техническим элементам. Это прежде всего старт и поворот. Дугласс разгромила Татьяну Смит на двухсотметровой дистанции в Париже только за счёт этих составляющих, да и на короткой воде в Будапеште её победа над Чикуновой во многом объяснялась тем же самым. В 50-метровом бассейне больше дистанционного плавания, поэтому здесь у Жени должно быть определённое преимущество. Но вот реализует она его или нет, вопрос открытый.
— Стоит ли ждать в Сингапуре шквала рекордов?
Д.П.: Это далеко не всегда зависит от готовности пловцов. На Играх в Париже, если помните, все рекорды пришлись на вторую половину турнира, и это было напрямую связано с технологией озонирования воды. Могу утверждать это достаточно уверенно, поскольку ровно с той же проблемой в своё время сталкивались наши синхронистки, когда тренировались в бассейне ЗИЛа: вода в процессе озонирования меняет плотность, и ощущения тут же меняются. Как только тренеры поняли, в чём причина, период обработки воды сдвинули на ночную часть суток, и всё встало на свои места.
В Париже очень многие пловцы высказывались на эту тему, знаю, что на это же обращал внимание Саша Попов, но до крупного скандала не дошло — проблему удалось решить довольно быстро.
По поводу того, насколько быстро поплывут в Сингапуре… Я думаю, это прежде всего сделают девочки Тодда ДеСорбо (главный тренер женской сборной США — RT) — та же Дугласс, те же сёстры Уолш, особенно Гретхен. Думаю, эта спортсменка вырастет даже в более крутую величину, нежели Натали Коглин (10-кратная чемпионка мира, обладательница 12 олимпийских медалей, в том числе трёх золотых — RT). Возможно, Леон Маршан попытается отобрать у Райана Лохте мировой рекорд на 200 метров комплексом, который американец установил 14 лет назад. Француз не так давно перебрался в Техас со всей бригадой Боба Боумэна, условия для подготовки там просто шикарные, так что вопрос лишь в том, насколько хватит мотивации.
В длинном кроле в полном порядке девятикратная олимпийская чемпионка Кэти Ледеки — думаю, 800 и 1500 метров она однозначно оставит за собой.
Хотя, положа руку на сердце, мне гораздо больше хочется, чтобы за медали в этих видах поборолась Настя Кирпичникова. Уроженка Армавира сейчас более чем успешно плавает за Францию, но для меня она та же москвичка Настя, которой была всегда.
Свежие комментарии