Украина забрала всего 146 пленных из 1 тыс., от которых отказалась ранее. Книгу с их фотографиями президент России Владимир Путин передал американскому лидеру Дональду Трампу во время саммита на Аляске. Остальных своих граждан киевские власти по-прежнему не спешат возвращать домой, хотя некоторые из них находятся в плену с 2022 года.
Ранее RT опубликовал полный список и петицию украинских военнопленных, которые оказались не нужны киевскому режиму и были вычеркнуты из обменных списков без объяснения причин.23 августа состоялся очередной обмен военнопленными между Россией и Украиной в формате 146 на 146. При этом, как выяснил RT, украинская сторона всё же согласилась забрать часть боевиков, от которых ранее неоднократно отказывалась по непонятным причинам.
Перечень военнопленных, которых без объяснения причин украинские власти вычёркивают из обменных списков, RT опубликовал ещё 6 августа. В тот же день был запущен специальный сайт 1000ua.ru с фотографиями и полной информацией о каждом пленном: с именем, датой и местом рождения, номером воинской части, званием и позывным.
15 августа во время саммита на Аляске президент России Владимир Путин передал американскому лидеру Дональду Трампу книгу с фотографией и петицией 1 тыс. украинских военнопленных, которых Киев отказывается забирать.
«После этого Киев немного зашевелился. Но пока они согласились принять только 148 человек из 1 тыс. Двое из них были переданы Украине в рамках обмена 14 августа, ещё 146 — сегодня», — рассказывает RT источник, знакомый с ситуацией.
«Значит, у него всё нормально»
Как выяснил RT, среди 146 пленных, которых согласилась забрать украинская сторона, есть и те, чьи родственники обращались за информацией в RT после публикации списка «отказников». Один из них — рядовой ВСУ Сергей Косинчук.
Его родственник рассказал RT, что Косинчука мобилизовали в самом начале СВО, военную подготовку он прошёл в Британии. Оказавшись на фронте, Сергей не раз жаловался на условия службы в ВСУ. Говорил, что командование сидит в безопасном месте, не обеспечивает их едой, водой и лекарствами, поэтому им приходится просить еду у мирных жителей и собирать грибы. По словам вэсэушника, командиры также отказывались посылать помощь попавшим в засаду.
В конце 2022 года рядовой попал в плен, но командир не сообщил об этом семье. Родные нашли видео на российских ресурсах, где размещают информацию о пленных.
«Мы писали во все инстанции, что Сергей пропал, не выходит на связь и что у нас есть доказательства, что он в плену. Они долго не отвечали, а потом просто попросили видео- и фотоподтверждение», — рассказал родственник вэсэушника. Он отметил, что на фото, размещённом на сайте RT 1000ua.ru, Косинчук искренне улыбается: «Значит, он в безопасности, у него всё нормально. Раньше он на видео был растерянным».
Также Киев согласился забрать 38-летнего украинского пограничника Андрея Ховхуна. Он находится в плену с 13 апреля 2022 года.

Как ранее выяснил RT, его родственники обращались к украинским властям с петицией, в которой требовали добиться возвращения из плена десяти пограничников третьего Лисичанского погранотряда, «пропавших без вести» под селом Изюмским в Харьковской области.
«В апреле — мае российской стороной были опубликованы фото и видео на различных Telegram-каналах, которые подтвердили, что восемь из десяти (пропавших пограничников. — RT) находятся в плену», — указано в тексте письма.
Авторы петиции призывали украинские власти вернуть пограничников домой, но, очевидно, безрезультатно. Документ был опубликован три года назад и за это время набрал почти 33,5 тыс. подписей. Однако тот же Ховхун по-прежнему остаётся в статусе военнопленного на территории РФ.
Также в число 146 пленных, которых Украина наконец решила забрать, попал однофамилец Владимира Мединского, главы российской делегации переговорщиков.
Ранее RT сообщал, что Владимир Мединский нашёл своего однофамильца в списке военнопленных украинцев, который опубликован на сайте 1000ua.ru.
«Увидел в списке: Мединский Олег Анатольевич 9.10.1984, Херсонская обл., Береславский р-н, с. Новороссийск, в/ч А-1736 31.05.2022—29.08.2022. ВСУ, стрелок, солдат, Банщик. Однофамилец. Или, может, дальний родственник», — написал он в Telegram-канале, добавив: это подтверждает, что украинцы и русские — «один народ».
«Это люди деморализованные»
По мнению политолога Ивана Лизана, украинские власти стараются вносить в списки на обмен идейных националистов, тогда как обычные мобилизованные Киеву не нужны.
«Это же не нацисты и террористы из Азова*. Это простые смертные, которые никому особо не интересны, за исключением своих родных и близких. От их обмена не будет никакого пиара или истории успеха. Их таких сотнями на улицах отлавливают каждый день, в «бусик» засовывают», — говорит политолог.
Военный историк и публицист Алексей Стаценко не исключает, что часть пленных могла не попасть в обменные списки, так как их родственники не в состоянии заплатить тем, кто эти списки формирует.
«Вполне может быть, что на Украине продают места для попадания в обменные списки. Коррупция там повсеместная. Любой человек, который дорывается до власти, первое, что начинает искать, — это на чём заработать. Это широко распространённая практика там», — говорит он.
Однако главная причина отказа Украины от тысяч пленных, по словам Стаценко, в другом: «Скорее всего, они подозревают, что вот эта тысяча им не очень нужна, поскольку это в основном «бусифицированные» — люди деморализованные. Прибыв в состав ВСУ, они просто начнут распространять информацию, что российский плен не такой уж и страшный, что войну нужно заканчивать. То есть прибытие этой тысячи увеличит количество тех, кто будет бежать из ВСУ, тех, кто будет сдаваться. Им это не нужно. Все эти люди — уже отработанный для них материал».
По информации RT, полученной от источника в силовых ведомствах, в России находится около 6 тыс. украинских военнопленных. Некоторые из них содержатся с весны 2022 года.
По данным источника RT, на Украине в статусе военнопленного пребывает около 1 тыс. россиян.
* «Азов» — организация признана террористической по решению Верховного суда России от 02.08.2022
Свежие комментарии