
На 86‑м году жизни скончался бывший главный тренер сборной России по футболу Борис Игнатьев. В последние годы он боролся с онкологическим заболеванием и недавно перенёс очередную операцию. Президент РФС Александр Дюков выразил соболезнования его родным и близким и пообещал оказать всю необходимую помощь семье.
По словам коллег, Игнатьева всегда отличали доброта, дружелюбие и порядочность, а сам он до последних дней сохранял оптимизм.«У него было сердечное заболевание, проблемы с желудком»
Последние месяцы принесли невесёлые вести отечественным поклонникам футбола. В ноябре не стало Никиты Симоняна, а в конце января ушёл из жизни Борис Игнатьев — бывший главный тренер сборной России. О кончине наставника сообщила его жена Ирина.
«У него было сердечное заболевание, проблемы с желудком. Как-то вот так. По дате прощания и похорон пока не известно. Может, РФС займётся этим делом», — цитирует её ТАСС.
По информации СМИ, тренер несколько лет боролся с раком желудка и в выходные перенёс очередную операцию. Всё прошло успешно, и его выписали. Однако спустя несколько дней состояние ухудшилось на фоне проблем с сердцем. Родные вызвали скорую, но медики не успели.
Президент РФС Александр Дюков выразил соболезнования родным и близким специалиста и пообещал оказать всю необходимую поддержку семье. По его словам, Борис Петрович был добрым и светлым человеком и внёс значительный вклад в развитие отечественного футбола.
«Это большая утрата для всей нашей футбольной семьи.
.. Надёжный помощник, верный друг, внимательный наставник — таким его запомнят игроки и тренеры, которым посчастливилось работать под руководством Бориса Петровича», — цитирует руководителя официальный сайт организации.В свою очередь, министр спорта и глава ОКР Михаил Дегтярёв подчеркнул, что Игнатьев оставил заметный след в истории отечественного футбола и напомнил об одной из главных побед в его карьере — золотых медалях чемпионата Европы 1988 года с юношеской сборной СССР.
«Настоящий русский мужик»
Как и Никита Симонян, Борис Игнатьев относился к той категории пожилых людей, которые стараются с возрастом не снижать физической активности. По его признанию, он регулярно выходил на поле вплоть до 82 лет.
«Два раза в неделю рано утром — как штык — был в Лужниках. Сначала футбол, затем баня, общение с интересными людьми… Отдыхал душой и телом. Но в какой‑то момент всё‑таки пришлось закончить — обострились старые болячки», — рассказывал Игнатьев.
Бодрости духа способствовал и здоровый образ жизни: он никогда не курил и практически не употреблял алкоголь. К сожалению, в позапрошлом году специалист серьёзно заболел и перенёс операцию. В декабре он отмечал, что проходит курс лечения, и радовался положительной динамике. А 5-го числа отпраздновал свой последний день рождения.
«Если бы не проблемы со здоровьем, я бы, конечно, собрал в ресторане старых товарищей — Юру Сёмина, Мишу Гершковича, Валеру Газзаева, Олега Романцева, Володю Пильгуя… Впрочем, Юра с женой Любой наверняка заедут. Они всегда в этот день ко мне приезжают, поздравляют. Уже традиция. А с остальными попозже отпразднуем. Когда поправлюсь. Именинник должен быть цветущим», — делился Борис Петрович.
Увы, одержать победу над тяжёлым недугом в столь почтенном возрасте не удалось. С его уходом словно осиротела вся футбольная семья. Много лет работавший с ним почётный президент РФС Вячеслав Колосков отметил не только тренерский талант, но и уникальные человеческие качества, благодаря которым Игнатьев объединял вокруг себя людей.
«Борис Петрович — пример абсолютной доброты и открытости. У него не было не то что врагов, а даже недоброжелателей. Всегда готов прийти на помощь. Причём речь идёт не только о футболистах, но и о простых сотрудниках. Всегда приветлив. То, что Игнатьев в последнее время болел, ни для кого не было секретом. Он этого не скрывал, но мужественно боролся и проходил лечение. Теперь ушёл от нас. Настоящий русский мужик. Таких больше нет», — посетовал Колосков в интервью RT.
Другой экс‑наставник национальной сборной России, Валерий Газзаев, охарактеризовал коллегу как профессионала и трудолюбивого, честного человека.
«Складывается впечатление, будто он находился в нашем футболе тысячу лет… Трудился с юношескими сборными ещё Советского Союза, а потом — России. В 90‑е работал с главной командой. Оставил огромный след в истории отечественного футбола. Царство ему небесное. Выражаю самые тёплые слова соболезнования родным и близким», — подчеркнул специалист RT.
Особой потерей смерть Игнатьева стала для Юрия Сёмина. С ним, как и с Вячеславом Колосковым, они много лет трудились бок о бок — и в сборных различных возрастов, и в «Локомотиве». В подтверждение тренерского мастерства друга Юрий Павлович привёл следующий факт: все 33 футболиста, которые выступали у него в юношеской национальной команде, впоследствии попали и во взрослую.
Одним из них стал Станислав Черчесов, познакомившийся с Игнатьевым ещё в детстве. По его словам, с возрастом Борис Петрович не изменился в отношении к жизни, игрокам и коллегам.
«Он отдал футболу многое, пройдя все этапы — от юношей до первой сборной. Это не просто наставник, а человек, у которого на любой вопрос имелся ответ. Потому что, когда человек на практике проходит все этапы, он знает, о чём говорит. Любая наша встреча заканчивалась для меня чем‑то интересным и поучительным. Одним словом, большая утрата не только для всех родных, но и для тренерского цеха», — цитирует Черчесова «Спорт-экспресс».
Золото Евро с юношами и невыход на чемпионат мира со взрослой сборной
Игнатьев действительно прожил богатую событиями жизнь и стал свидетелем множества знаковых явлений в истории отечественного футбола. Достаточно того, что он успел поиграть в «Динамо» вместе с самим Львом Яшиным.
Однако карьера не задалась. Проявить себя в сильнейшей на тот момент команде СССР не удалось из‑за разрыва мышцы. Затем он перебрался в «Зенит» из Ижевска, с которым даже провёл шесть матчей в Высшей лиге. Но дальше выступал в низших дивизионах.
«Начинал я в спартаковской школе. Потом в динамовском дубле недолго болтался. До основы не дотянул. Всеволод Блинков, главный тренер, сказал: «Боря, силёнок у тебя не хватает. Окрепнуть надо». Поехал в Ижевск, оттуда в Горький перебрался. С «Волгой» сразу в Высшую лигу пробились. Год спустя вылетели, но я уже прикипел к городу и никуда особо не рвался», — вспоминал тренер в интервью «Спорт‑Экспресс».
По его словам, «всё ушло от футбола к прожиганию жизни». К счастью, повесив бутсы на гвоздь в 1973 году, он решил пойти учиться на тренера — и вновь попал в одну группу с Яшиным.
Образование серьёзно увлекло молодого человека, и он полностью погрузился в процесс. Быстро стал очевиден его главный талант — работа с молодёжью. Начиная с 1976 года, он трудился со сборными страны разных возрастов. Главного успеха добился с юношеской сборной на ЧЕ‑1988. В ней собралось множество будущих звёзд: Сергей Кирьяков, Олег Саленко, Юрий Никифоров, Омари Тетрадзе, Гинтарас Стауче и другие.
Под руководством Игнатьева команда произвела фурор. В четвертьфинале не оставили шансов Норвегии, в полуфинале разгромили ГДР. В решающем матче, в дополнительное время, дожали Португалию благодаря голам Никифорова и Саленко. Сам тренер умел найти подход к самым строптивым подопечным — в том числе к последнему.
«Я ему иногда говорил: «Олег, забьёшь сегодня?» — Специально, чтобы завести. «Забью», — говорит. Я накручивал: «Как ты можешь сказать, что точно забьёшь? Это даже некрасиво. Там же люди тоже хотят жить, есть чёрную икру, побеждать. Чем ты лучше них?» Он взвивался ещё круче: «Забью!» — «Сколько?» — «Три!» Из него это пёрло. И он забивал», — отмечал специалист.
После распада СССР он вместе с другом Сёминым попал в штаб Павла Садырина в первой сборной. Оба стали свидетелями громкого конфликта между руководством РФС и наставником, с одной стороны, и группой футболистов — с другой. Конфликт вылился в публикацию так называемого «Письма 14». Спустя годы Борис Петрович с болью отзывался о произошедшем и называл тот подбор игроков одним из самых сильных в стране за последние десятилетия.
В отличие от некоторых звёзд, он поехал на ЧМ‑1994 в США и лично наблюдал, как Саленко пять раз огорчил камерунцев в заключительном матче группового этапа. Не исключено, что именно ассистент сумел вновь завести форварда. В целом добрый и понимающий, Борис Петрович умел находить подход к спортсменам и этим идеально дополнял Садырина.
К сожалению, период самостоятельной работы в сборной получился неоднозначным. После Евро‑1996 Олег Романцев покинул пост главного тренера. Колосков предложил занять его место помощнику. Тот согласился, хотя на клубном уровне мог заработать гораздо больше. По признанию специалиста, его месячный оклад составлял всего $ 500.
«Такое время… И это было не самое основное и не самое обидное для меня. Тогда любили профессию. Я никогда не шёл куда‑то работать со словами: «Вы мне такую зарплату сделайте». Может, это на сегодняшний день звучит постыдно. Но в тот момент мне виделось, что это очень интересная, престижная и необходимая работа», — объяснял Игнатьев.
В итоге в отборочном этапе ЧМ‑1998 россияне заняли второе место в своей группе, пропустив вперёд болгар, и довольствовались участием в стыковых матчах. Команда умудрилась потерять очки на Кипре, после чего новый наставник перестал вызывать Александра Мостового и Валерия Карпина. Позже он назвал это решение ошибочным.
Однако ключевым оказалось поражение в Болгарии, когда чешский арбитр Вацлав Крондл фактически «убил» отечественную команду, не назначив ряд пенальти в ворота хозяев. Игнатьев и спустя годы считал судейство в той встрече предвзятым.
«Мы тщательно подготовились. Настрой тоже был что надо — помню, выходили после просмотра клипа под «Батяня‑комбат» на установке. И команда была хорошая, и обстановка в ней. Играли гораздо лучше болгар. Их победа случилась только благодаря судейству», — сетовал он.
В стыковых матчах россияне попали на итальянцев и изначально имели немного шансов на успех. Однако дали бой «Скуадре Адзурре»: дома удержали ничью, а на выезде уступили с минимальным счётом. Тем не менее такой результат некоторые сочли провалом, и тренеру пришлось в следующем году покинуть свой пост.
«Колосков меня сразу вызвал: «Какие у тебя мысли?» Я ему рассказал. Он ответил: «Ты остаёшься. В стыках нам противостояла Италия — поди её обыграй. В группе уступили болгарам из‑за судейства. За тебя люди из исполкома РФС». Но потом уже накатила вторая волна, и там Вячеслав Иванович ничего сделать не смог», — рассказывал Игнатьев.
После он начал работу на клубном уровне. Например, вывел «Торпедо‑ЗИЛ» в элитный дивизион. Однако руководство решило не продлевать с ним контракт.
В Премьер‑лиге же Игнатьев отметился уже с «Сатурном» в 2004 году, откуда ушёл незадолго до окончания сезона. Приносил пользу он и на других должностях: например, занимал посты спортивного директора в «Локомотиве» и «Динамо». А в «Торпедо» с 2013 по 2018 год вовсе был вице‑президентом.
Свежие комментарии