Такие шедевры классической советской мультипликации, как «Ёжик в тумане» или «Варежка», до сих пор вызывают сильные эмоции у молодого поколения. При этом в современной анимации достойные внимания работы встречаются не так уж часто. Такого мнения придерживаются опрошенные RT специалисты. По их мнению, мультфильмы времён СССР обладали смыслом и художественной целостностью, что благоприятно сказывалось на развитии детей.
Сейчас же, напротив, наблюдается определённое снижение качества анимационного контента. С точки зрения экспертов, родителям стоит тщательно отбирать мультики для показа детям дошкольного возраста, а также ограничивать просмотр по времени.— Как отмечают детские психологи, сейчас эфир заполнен преимущественно мультфильмами невысокого качества: с упрощённой рисовкой персонажей, однотипными сюжетами, иногда сомнительными с точки зрения этики. Почему мультипликация так изменилась по сравнению с советской классикой?
Режиссёр-мультипликатор, почётный деятель искусств Москвы, креативный директор Московского музея анимации Кирилл Поликарпов
— Выдающиеся советские художники и режиссёры никогда не следовали за потребителем. Они чётко знали, что мультипликация — это не индустрия развлечений. Она должна развивать зрителей. В советский период она наполняла нас высокой духовностью, моралью. Из мультфильмов дети узнавали, что такое хорошо, а что — плохо. Ведь ребёнку очень важно получить ответ на этот вопрос в самом начале своего пути.
По сравнению с тем, сколько мультфильмов выходит сейчас, раньше снимали очень мало. Но мы забыли о качестве — а оно напрямую связано с качеством жизни, когда ребёнок с самого детства получает позитивную, нужную, важную информацию.
И это тоже элемент борьбы за русскую культуру.
Мультфильм, который ты пересматриваешь десятки, сотни раз и каждый раз находишь в нём что-то интересное, что-то особенное — это настоящее искусство. А посредственный мультфильм, который не хочется досматривать до конца, формирует равнодушие, отсутствие элементарной усидчивости.

Каждый советский мультфильм обладал смыслом, художественной целостностью — потому что художники стремились не просто работать по «кальке», а привнести в своё произведение что-то особенное. Смысл, идею, духовность, нравственность — и актёрский момент. Ведь мультипликатор в первую очередь должен быть талантливым актёром, и уже во вторую — художником.
Почему мультипликацию вдруг стали называть анимацией? «Анима» — от латинского «душа». Значит, каждый персонаж имеет свою душу.
А сейчас мы смотрим на мультипликацию просто как на движущиеся картинки. В советские годы провели эксперимент: детям показывали видеоряд с известным произведением искусства, а внизу — чёрную точку, которая пробегала через экран с определённой частотой. И дети следили за точкой, а когда их спросили, что же ещё было на экране — выяснилось, что они не запомнили. Нас приучили следить за чёрной точкой, но мы должны думать и развиваться.
По меркам старого Союзмультфильма (до 1990-х годов) то, что производится сегодня, считалось бы браком. Ценность многих мультфильмов невысока.
— Насколько самим детям важен художественный уровень мультфильмов? Почему сегодня реже встречается проработанная прорисовка, вдумчивый сюжет?
Психолог, младший научный сотрудник сектора «Центр исследования и проектирования цифровых сред» Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ Ольга Саломатова
— Когда речь идёт о дошкольниках, художественный уровень мультфильмов очень важен. Мозг ребёнка в этом возрасте активно развивается, в нём постоянно формируются новые нейронные связи. С задачей восприятия цветов, звуков, скорости смены кадров работают разные отделы мозга, и здесь важно избежать их перегрузки. Она может выражаться утомлением или, наоборот, гипервозбуждением, капризностью, неспособностью контролировать своё поведение. Такое состояние бывает после просмотра мультфильмов с быстрой сменой кадров, хаотичной анимацией, яркими «кислотными» оттенками.
Ещё 20−30 лет назад дети смотрели мультфильмы «по расписанию» и количество их было ограниченным. Сейчас мультфильмы окружают ребёнка везде: в транспорте, в поликлинике, в детском саду, дома. Естественно, встречается и низкокачественный видеоконтент, однако его доля не столь велика. Сериалы «Фиксики» или «Смешарики» весьма достойны по своим сюжетам. Для детей постарше хочу отметить «Забытое чудо» — о приключениях современных школьников в Троице-Сергиевой Лавре — или «Суворов: Великое путешествие».

— Как подобная медиасреда влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребёнка?
— Медиасреда предоставляет огромные возможности выбора, и это зона ответственности родителей. Именно родители, отбирая качественный контент, формируют эстетический вкус и влияют на интеллектуальное развитие ребёнка. Важно подбирать контент по возрасту и ограничивать экранное время.
Ограниченный просмотр качественного контента может способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию ребенка. Но если смотреть мультфильмы целыми днями, у ребёнка в любом случае будут проблемы с поведением, речью, вниманием.
— Герои современных мультфильмов не всегда подают детям хороший пример. Не формируют ли такие произведения у детей неверные представления о нормах поведения?
— Этот вопрос касается восприятия ребёнком героев мультфильмов, и оно, во-первых, редко совпадает с восприятием взрослого и, во-вторых, зависит от возраста ребёнка. Риск того, что у ребёнка сформируются неправильные представления о нормах поведения, безусловно, есть, но взрослый всегда может обсудить с ребёнком сюжет и характер героя, правильно расставив акценты.

Надо различать эгоцентричных, злых персонажей — и тех, которые нарушают нормы. Так, сестрица Алёнушка из мультфильма «Гуси-лебеди» не сдержала обещание следить за братом, и результат её непослушания был незавидный. Лунтик в некоторых сериях тоже нарушает правила, и потом ребёнок видит последствия.
В целом, персонажи, нарушающие правила, позволяют ребёнку исследовать границы дозволенного в безопасной форме.
— Какие особенности развития ребёнка в разном возрасте нужно учитывать, выбирая мультфильмы для просмотра?
— Лучше ограничивать ребёнка в просмотре мультфильмов до трёх лет: этот период критически важен для развития речи, а взаимодействие с экраном негативно сказывается на словарном запасе.
В возрасте 3—4 лет лучше отдавать предпочтение мультфильмам с простой сюжетной линией, приятным для глаза цветовым решением и небыстрой анимацией. Идеальные варианты — советские мультфильмы по сказкам В. Сутеева, чешский мультсериал про Крота и подобные. Просмотр следует ограничить одним мультфильмом продолжительностью до 10 минут.
Для 4—5 лет хорошо подойдут «Смешарики», «Лунтик», в 6—7 лет ребёнку можно предложить мультфильмы с более сложным сюжетом: «Приключения пингвинёнка Лоло», «Серая шейка», «Дюймовочка», «Фиксики», «Снежная королева» и др. Длинные мультфильмы лучше дробить на части по 20 минут.

— Спорное качество современной анимации — это ответ на запрос аудитории, или, напротив, индустрия «приучает» зрителей к невысокому качеству контента?
Кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и религиоведения Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Татьяна Лефман
— Особенности анимации, как огромного сегмента массовой культуры, обусловлены правилами индустрии развлечений и коммерческими целями. Отсюда и упрощение, и стандартизация, и низкая языковая культура. Контент сниженного качества — это естественное следствие массовости... Поэтому нельзя утверждать, что у анимационной индустрии есть задача приучить детей к низкому качеству контента.
А в российском контексте в разговоре об искусстве анимации и кино нельзя полностью игнорировать вопрос коммерциализации, ведь постсоветское производство с 1990-х годов столкнулось с серьёзным кризисом. Студиям тоже нужно было подстраиваться под обстановку, выживать, многие из них разваливались.
Среди современных российских проектов примером удачного симбиоза массовости и продуманности образов и смыслов могут быть «Смешарики»: продюсеры «пилотируют» серии, обсуждают с детьми и исследуют их восприятие образов на экране. В «Фиксиках» ценностные ориентиры и образ отношений «родители — дети» корректируются, усиливаются, делаются более рельефными. «Приключения Пети и Волка» — удивительный проект, направленный на совместный просмотр детей и родителей. Да, рисовка может казаться необычной, даже странной, но страшно не странное, страшно — примитивное.
Это лишь одно измерение проблемы, есть и другая, более важная сторона. В условиях тотальной цифровизации и перенасыщенности информацией в контенте теряется даже взрослый, а что уж говорить о детях... Почему-то не так много родителей осознают, что формированию визуальной эстетики, качественной насмотренности с самого детства необходимо уделять должное внимание. Не стоит запрещать что-либо, но надо отбирать контент, смотреть его вместе с детьми и обсуждать увиденное!
— Можно ли говорить о том, что у детей нового поколения особые вкусы — и одновременно у взрослых, воспитанных на более качественных мультфильмах, изменились предпочтения?
— Я не думаю, что у современных детей есть особые вкусы и предпочтения. Да, они привыкли к динамике на экране, и часто старые советские мультфильмы им смотреть достаточно тяжело. Однако содержание, смыслы — то, что касается их сердец, заставляет сопереживать — неизменны. В рамках небольших опросов-исследований в студенческой среде я всегда спрашиваю, какие мультфильмы ребята (поколение, рождённое в 2005 — 2008 годах) смотрели в детстве.

Получаю очень обнадёживающие ответы: называют и советскую классику, и Миядзаки, и армянскую анимацию, и творчество студии Disney. Такие мультфильмы, как «Варежка» Качанова или «Ёжик в тумане» Норштейна, вызывают одинаково сильные эмоции и у бумеров, и у зумеров.
— Есть ли современные мультфильмы, которые могут со временем стать классикой?
— В российском производстве, помимо названных выше, я бы отметила «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита, фильмы студии «Мельница» в целом.
Из работ зарубежных коллег к ним можно отнести «Песнь моря» и «Легенду о волках» Томма Мура, «По ту строну изгороди» Ната Кэша, «Клаус» Серхио Паблоса, «Большой злой лис и другие сказки» Имбера и Реннера, работы Studio Ghibli.
Свежие комментарии