На торгах в среду, 16 апреля, биржевая стоимость золота впервые за всё время наблюдений превысила $3,33 тыс. за тройскую унцию. Эксперты связывают это с резко возросшим спросом на драгоценный металл в мире. Инвесторы стали чаще закупать актив для сбережения денег из-за опасений, что развязанные Дональдом Трампом торговые войны приведут к глобальному ускорению инфляции и торможению роста мировой экономики.
Одновременно в больших объёмах золото продолжают приобретать центральные банки разных стран. По словам аналитиков, у многих ЦБ есть сомнения относительно перспектив доллара, поэтому регуляторы массово переводят свои финансовые запасы в драгметалл. Примечательно, что наблюдаемый рост цен уже помог России компенсировать почти треть замороженных Западом резервов.В среду, 16 апреля, мировые цены на золото обновили исторический максимум. В ходе торгов на Нью-йоркской товарной бирже Comex стоимость драгоценного металла росла на 2% и впервые за всё время наблюдений превышала отметку $3333 за тройскую унцию.
С начала 2025 года золотые котировки уже 23 раза переписали рекорд. Специалисты во многом связывают это с резко возросшим спросом на драгметалл в мире. Как рассказал RT эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Виталий Манжос, инвесторы стали активнее закупать золото, поскольку опасаются последствий торговых войн США.
«С макроэкономической точки зрения спрос на золото подогревают опасения роста глобальной инфляции в сочетании с торможением мировой экономики на фоне политики повышения пошлин США. В этом плане особо остро воспринимается эскалация тарифного противостояния между Соединёнными Штатами и Китаем», — пояснил Манжос.
Напомним, ещё в феврале Вашингтон ввёл повышенные тарифы в размере 25% на импорт стали и алюминия, а в марте обложил пошлинами ряд товаров из Китая, Канады и Мексики. При этом в начале апреля президент США Дональд Трамп подписал указ о введении режима чрезвычайного положения в стране и об ограничении поставок продукции из более чем из 200 государств. Своё решение глава Белого дома объяснил угрозой растущего торгового дефицита для национальной безопасности и американской экономики.
По его словам, многие годы Штаты покупали за границей гораздо больше товаров, чем сами продавали за рубеж, а это не давало стране увеличивать производственные мощности и делало американский ВПК зависимым от иностранцев. На этом фоне, по мнению Трампа, введение тарифных барьеров могло бы привести к перемещению производств в США, что создало бы рабочие места и снизило зависимость от внешних рынков, а также помогло частично закрыть дыру в бюджете и сократить торговый дефицит.
Для большинства государств с 5 апреля американская администрация ввела импортные пошлины в размере 10%, а для остальных с 9-го числа установила индивидуальные торговые барьеры. Например, в отношении продукции из Евросоюза начала действовать тарифная ставка 20%, из Японии — 24%, из Индии — 26%, из Китая — 34%, из Таиланда — 36%, а из Вьетнама — 46%.
После масштабного введения пошлин свыше 75 государств обратились к Трампу с просьбой начать переговоры, чтобы обсудить снижение или снятие барьеров. Американский президент поначалу высмеял это поведение и заявил, что из-за установленных ограничений многие страны «целуют его в задницу» и предлагают сделать «что угодно» для заключения новых торговых сделок. Тем не менее 9 апреля глава Белого дома распорядился отложить введение повышенных тарифов на 90 дней: в этот период для всех стран, кроме Китая, будет действовать уровень 10%.
Решение сохранить пошлины для КНР в Вашингтоне объяснили тем, что азиатская республика реагирует на действия США «не по правилам». Так, в отличие от многих других государств, Китай не стал просить о переговорах, а ввёл зеркальные тарифы в размере 34%. В ответ на это Трамп повысил свою ставку до 104%, а Пекин отреагировал и на этот шаг, подняв ограничительный уровень до 84%. Тогда глава Белого дома повысил пошлины до 125%, и то же самое сделали китайские власти. В американской администрации при этом уточнили, что общий уровень всех введённых тарифов против КНР уже достиг 145%, а в перспективе может быть поднят до 245%.
Как уже подсчитали во Всемирной торговой организации, дальнейшая эскалация напряжённости между США и КНР может привести к падению американо-китайского товарооборота сразу на 80%. Причём тарифная война может обернуться тяжёлыми последствиями не только для обеих стран, но и для всей глобальной экономики, уверены в ВТО.
«Особую озабоченность вызывает потенциальная фрагментация международной торговли по геополитическим линиям. Разделение глобальной экономики на два блока может привести к долгосрочному сокращению реального ВВП мира почти на 7%», — заявила генеральный директор ВТО Нгози Оконджо-Ивеала.

Отметим, что золото традиционно считается защитным инструментом на случай различных рисков. Так, при усилении политической или экономической неопределённости в мире участники глобального финансового рынка начинают массово скупать драгоценный металл в качестве одного из наиболее надёжных способов сбережения денег.
«Высокая макроэкономическая неопределённость, риск замедления глобальной экономики и ускорение инфляции будут поддерживать спрос на золото как безопасный актив… При этом на фоне геополитической напряжённости и неясности в отношении будущей политики Дональда Трампа мы видим, что многие Центробанки стремятся диверсифицировать свои резервы, уменьшая долю доллара США в собственных запасах», — рассказала RT аналитик фондового рынка УК «Альфа-Капитал» Алина Попцова.
Подрыв доверия к доллару
Как рассказал Виталий Манжос, тренд на активную скупку золота центробанками зародился ещё несколько лет назад и первоначально был связан с устойчивым ростом инфляции в мире на фоне последствий пандемии коронавируса. Между тем объём покупок резко увеличился в 2022 году после того, как Запад заблокировал почти половину золотовалютных резервов (ЗВР) России примерно на $300 млрд, отметил аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев.
«Рекордный спрос со стороны центробанков объясняется тем, что они покупают золото для защиты от санкций. После частичной заморозки наших активов многие ЦБ, особенно в развивающихся странах, осознали риски хранения резервов в долларах и евро. Так что рост закупок золота регуляторами носит структурный характер и способен поддерживать высокие цены даже при ослаблении спекулятивного интереса», — сказал Кирилл Климентьев.
Начиная с 2022 года мировые центробанки стали приобретать для своих резервов суммарно больше 1 тыс. т золота в год. Для сравнения: с 2010-го по 2021-й объём ежегодных покупок варьировался от 104 до 660 т, свидетельствуют материалы Всемирного совета по золоту (WGC).
По данным организации, в 2024-м в пятёрку самых активных покупателей драгметалла вошли ЦБ Польши, Турции, Индии, Азербайджана и Китая. Также высокий спрос на золото был зафиксирован со стороны регуляторов Чехии, Ирака, Венгрии, Узбекистана, Ганы, Катара, Сербии, Грузии, Киргизии, Омана, России, Зимбабве и ОАЭ.

По последним оценкам WGC, если в конце сентября 2022 года золото занимало около 15% в структуре мировых ЗВР, то к началу октября 2023-го показатель вырос до 16%. В то же время доля доллара упала с 51 до 49%, а евро — с 17 до 16%. Причём результаты опросов показывают, что в ближайшие годы эта тенденция будет только усиливаться.
Так, почти две трети ЦБ ожидают, что в течение следующих пяти лет доля американской валюты в структуре мировых ЗВР опустится до 40—48% или ещё ниже, а европейской — останется на нынешнем уровне или упадёт до 10—15%. В то же время доля золота в глобальных запасах может подняться до 17—25% и даже выше, прогнозируют в большинстве регуляторов.
«Будущее международной валютной системы продолжает оставаться нестабильным, а центробанки выражают всё меньше уверенности, что американский доллар продолжит сохранять своё доминирование. В условиях этих тенденций и постоянно меняющейся инвестиционной среды спрос на золото со стороны центробанков, скорее всего, останется высоким», — говорится в исследовании WGC.
Поскольку интерес мировых ЦБ к золоту уверенно растёт, а роль драгметалла в качестве защитного средства на случай рецессии и геополитических рисков продолжает усиливаться, в ближайшее время стоимость актива, вероятно, будет и дальше увеличиваться. К такому выводу пришли специалисты одного из ведущих банков США Goldman Sachs.
Согласно прогнозу организации, с учётом наблюдаемых тенденций к концу 2025-го котировки могут вырасти до $3,7 тыс. за тройскую унцию, а в середине 2026-го превысят $4 тыс. В то же время аналитики «Цифра брокер» не исключают, что эта круглая отметка может быть достигнута уже в текущем году.
Компенсация для России
Удорожание драгметалла опрошенные RT эксперты считают благоприятным фактором для России. Согласно последним данным Центробанка РФ, к началу апреля 2025 года объём золотых резервов страны достиг рекордно высокого уровня и приблизился к $229 млрд. В свою очередь, доля драгоценного металла в государственных накоплениях впервые за 26 лет превысила 35%.
«В самом общем смысле для России как для золотодобывающей страны рост цен на золото благоприятен. Кроме того, после 2014 года ЦБ проводил целенаправленную политику по увеличению золотых запасов, что означает выигрыш от текущего роста биржевого курса ключевого драгметалла», — отметил Виталий Манжос.
Любопытно, что стремительное удорожание золота за последние несколько лет смягчило для России потерю той части резервов, которая была заблокирована Западом. На это обратили внимание в агентстве Bloomberg.
«Россия пожинает плоды довоенной скупки золота: это помогло ей компенсировать около трети замороженных активов… С начала 2022 года стоимость российских золотых запасов выросла на 72%, или $96 млрд. Физический объём золота в хранилищах Банка России за последние три года существенно не изменился и составляет примерно 75 млн унций (примерно 2,33 тыс. т. — RT)», — пишет издание.
Как отметила Алина Попцова, на сегодняшний день Банк России входит в пятёрку крупнейших держателей драгметалла среди мировых ЦБ. При этом, по словам Кирилла Климентьева, укрепление золотых резервов поддерживает финансовую устойчивость РФ в условиях внешнего давления.
Свежие комментарии