Как выяснил RT, Лондон в 2024—2025 годах израсходовал не менее £756 тыс. на исследование эффективности собственных санкций против России. Это $1 млн, или более 85 млн рублей по курсу на момент публикации. Цель анализа — выяснить, какой ущерб наносят санкции российской и британской экономикам, а также как работают механизмы обхода ограничений.
Уже сам факт проведения такого исследования указывает на растущие сомнения британцев в успешности санкционных мер, особенно на фоне их влияния на экономику Большой Европы, отмечают эксперты.Согласно документам портала госзакупок Великобритании, которые изучил RT, бюджет исследования складывается из двух контрактов — с компаниями Themis International Services Limited и Deloitte.
С Themis International Services Limited — аналитической и консалтинговой конторой, специализирующейся на выявлении финансовых рисков и антикоррупционных процедурах, — Лондон заключил договор на £85 тыс. в январе 2025 года. Заказчиком по контракту выступил Департамент бизнеса и торговли Великобритании (Department for Business and Trade, DBT). Контракт должны были исполнить к марту 2025-го. Его результаты не разглашались и доступны только правительству Великобритании.
За £85 тыс. подрядчик обязался провести «качественное исследование» влияния британских санкций на российскую экономику в сфере бизнес-услуг. Речь о компаниях, оказывающих услуги крупному бизнесу: о юристах, рекламных и маркетинговых агентствах, консалтинговых фирмах и об IT-подрядчиках.

Спросили за связи
Программу разделили на десять этапов, в рамках которых подрядчику предписали провести целый комплекс мероприятий.
Первый шаг — разработка стратегии вовлечения: кого из лидеров бизнеса Соединённого Королевства, связанных с Россией, следует привлечь к опросу и каким образом организовать их участие в конфиденциальных беседах.
Ключевой этап — серия закрытых круглых столов и подробных интервью с представителями компаний. В контракте указано проведение от трёх до восьми таких встреч с 5—20 участниками каждая, а также дополнительно пять — десять персональных бесед с ключевыми менеджерами.
Вопросы предпринимателям и топ-менеджерам рекомендовано задавать, в частности, такие:
- насколько активы британских компаний и их персонал пострадали из-за ухода из России;
- каким был процесс и каковы препятствия для ухода британских компаний из России;
- были ли созданы в ответ на санкции новые дочерние компании или расширены существующие.
Результаты опросов составили основу отчётного документа, на основании которого в Лондоне намеревались сделать выводы, работают ли санкции, насколько эффективно работают, а также какие товары и услуги продолжают экспортироваться в Россию.

Особые отношения
Вместе с исследованием для Департамента бизнеса и торговли в Британии проходило другое — социологическое. Его делала входящая в «большую аудиторскую четвёрку» фирма Deloitte по заказу Министерства иностранных дел. Контракт на £671 тыс., заключённый в ноябре 2024 года, исполнен в июле 2025-го.
В отличие от договора с Themis International Services Limited, сотрудничество с Deloitte не предполагало изучения экономического ущерба для бизнеса: в компании сосредоточились на оценке отношения британских фирм к санкционной политике.
Согласно техническому заданию, основной целью проекта было проведение двух волн социологических опросов среди представителей частного сектора и негосударственных организаций Великобритании, наиболее подверженных воздействию санкционного режима.
Исследование было масштабным: по техзаданию каждый опрос должен был охватывать не менее 3 тыс. организаций. Его провели в координации с санкционными подразделениями различных правительственных ведомств Великобритании.
Как и в случае с первым исследованием, результаты второго публично не разглашались.
«Основная боль»
Средства на исследования эффективности санкций Лондону пришлось выделить, чтобы понимать, где ограничения реально работают, а где только мешают британскому бизнесу, отмечает экономист и социолог Дмитрий Алексеев. Но это не единственная причина.
«Одновременно эти отчёты служат политическим оправданием: они демонстрируют парламенту, обществу и союзникам, что Лондон не просто вводит санкции, а системно отслеживает их последствия», — пояснил Алексеев в беседе с RT.
Британцы всегда стремились к экспансии в российскую экономику, но в новых условиях это невозможно. Это вызывает у многих обиду за принятые меры, говорит член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. В 2000-х годах Разуваев работал аналитиком в нефтяных компаниях и хорошо знаком с представителями британских фондов, инвестировавших в эту отрасль.
«Помню, как они агрессивно присутствовали в экономике 20 лет назад. Я ездил с британскими фондами на нефтяные месторождения, — отметил эксперт. — Многие мои коллеги-аналитики регулярно ходили в британское посольство на беседы и ланчи».
«Основная боль» британских фондов теперь, по мнению Разуваева, — собственные инвестиции в Россию, которые заморожены.
«Для них эта история крайне болезненная. Амбиций у них много, а сил уже мало. Сделали ставку на оппозицию, думали, что санкции разрушат экономику России, а теперь пытаются посчитать, где просчитались», — заключает он.
«Нащупать что-то содержательное»
По мнению депутата Госдумы РФ Виталия Милонова, сам факт проведения исследований свидетельствует о растущих сомнениях британского правительства в успешности санкций и об их опасениях, что побочные эффекты от их введения стали слишком ощутимы как в Британии, так и в целом в Европе.
«Во многих странах население и бизнес крайне пессимистично относятся к санкциям, избиратели не готовы идти на такие жертвы ради неочевидных целей и задач», — отметил он.
«Размещение заказов на такие исследования свидетельствует, что наши оппоненты неправильно оценивают нашу страну и до сих пор мыслят категориями холодной войны, — полагает Милонов. — Теперь они хотят понять, насколько ошиблись».
По его словам, правительства стран Центральной Европы также давно заметили очевидный вред собственной экономике от введённых против России санкций.
«Сейчас (британцам. — RT) необходимо срочно убедить партнёров из Европы, что антироссийский курс оправдан, поэтому они пытаются нащупать что-то содержательное в принятых решениях», — подчеркнул он.
Продолжая убеждать партнёров
Согласно последнему отчёту Управления по применению санкций (OFSI), в Великобритании заморожены российские активы на £25 млрд — эквивалент 2,8 трлн рублей.
Отчёт содержит единую статистику антироссийских ограничений Лондона на конец 2024 года. Это наиболее полная доступная консолидированная база санкций Великобритании: на момент публикации список включал 4331 позицию, среди которых 3463 физических лица и 853 организации.
Почти половина из общего числа позиций (2001 субъект) — российские, остальные внесены в список за экономическую или иную связь с Россией.
В 2025 году Лондон продолжил расширять санкционную бюрократию. Так, в мае в список внесли страховую компанию «Согласие», норвежскую Romarine AS, две гонконгские компании и 101 танкер.

В июне под ограничения подпали ещё шесть организаций, четыре физических лица и 20 судов.
В сентябре в список добавили более сотни новых позиций, включая российские предприятия, компании из Гонконга, Таиланда, Индии и Турции, а также 70 судов, предположительно связанных с российским «теневым флотом».

Свежие комментарии