В 34 населённых пунктах Харьковской области работает российская военно-гражданская администрация. Здесь действует российское законодательство, и у многих местных жителей уже есть на руках красные паспорта с орлом, но целиком этот край — всё ещё не Россия. От том, как здесь живут люди, рассказывает военкор RT Анна Долгарева.
В этой части харьковского региона есть российская власть. Чтобы попасть сюда, надо въехать в Луганскую Народную Республику через контрольно-пропускной пункт, и уже потом полями доехать до мест, где ещё не прошёл референдум о присоединении к России. В поле стоит новенький щит с надписью: «Добро пожаловать в Харьковскую область».
Распоряжается здесь Харьковская военно-гражданская администрация. С главой ВГА Виталием Ганчевым мы разговариваем посреди небольшого села Новоегоровка, населённого преимущественно пенсионерами. Молодые уезжают туда, где больше работы.
«Если честно, то люди постоянно мигрируют — приезжают, уезжают в зависимости от условий проживания,— рассказывает Ганчев. — Мы и помогали людям выехать на территорию России, чтобы перезимовать в лучших бытовых условиях».
«Будущее может быть только с Россией»
ВГА работает в 34 населённых пунктах Купянского района Харьковской области — завозит уголь, дрова, электрогенераторы. Для водоснабжения работают глубинные электронасосы — тоже на генераторах. Так и налаживается мирная жизнь. Ежедневно люди бесплатно получают хлеб, выпекаемый из муки, которую передают волонтёрские организации и МЧС.
«Часть людей уже получила российское гражданство. Есть конечно определённые сложности, потому что, проживая не на территории России, они не имеют регистрации, — рассказывает Ганчев. — Хотя получить гражданство тоже не так легко, потому что упрощённая система получения гражданства здесь не действует и наши жители вынуждены решать эти проблемы в индивидуальном порядке».
Процесс оформления российского паспорта может занять от двух до шести месяцев, уточняет он.
По словам главы ВГА, сложность заключается в том, что для прохождения медкомиссии, перевода документов людям надо приезжать в Россию. На месте они этого сделать не могут, а на пересечение границы уходит слишком много времени.
«Часто люди к нам обращаются с финансовыми проблемами. Есть люди, которые здесь получают социальные выплаты, есть те, кто не получают — и им сложнее. Кто-то занимается предпринимательством, кто-то сельским хозяйством», — продолжает Ганчев.
В Харьковской области ходит российский рубль, но с трудоустройством непросто, поэтому многие местные жители едут в соседние российские регионы.
Коммунальных и государственных предприятий тут пока нет, но, как объясняет Ганчев, можно получить место продавца в магазинах, кроме того, можно пойти на общественные работы от ВГА по договору найма. Тем же, кто выезжает в Россию, приходится самим искать себе жильё — с жилищными сертификатами вопрос пока не решён.
В тыловых районах — тех самых 34 населенных пунктах, где действует власть ВГА — обстрелы не слишком сильные, хотя и сюда временами прилетает.
Но есть и «серая зона» — посёлки, рядом с которыми идут боевые действия. Там постоянно работают артиллерия и дроны, и оттуда регулярно приходится эвакуировать раненых мирных жителей. Например, Великий Выселок, Богдановское, Ольшаны, Таволжанка находятся под постоянным обстрелом.
«Основная часть населения понимает, что будущее может быть только с Россией. И отношение к российским военным здесь очень хорошее, мы для них свои в любом случае», — объясняет он.
Помощь врачей
Сегодня ВГА и волонтёры привезли помощь для фельдшерско-акушерского пункта Новоегоровки, в котором местные жители получают необходимую медицинскую помощь.
Всего в области развёрнуто пять ФАПов. В них местные жители могут получить бесплатно необходимые лекарства, а также консультацию врача или фельдшера.
В случае серьёзных болезней людей вывозят в ближайшую больницу в Троицке ЛНР или Валуйки Белгородской области, но сбить давление, подлечить простуду, получить инсулин — за этим жители приходят в ФАПы.
«Все пациенты с диабетом обеспечены сахароснижающими препаратами. Помимо этого, они получают препараты для улучшения работы почек и сердца», — рассказывает Аббас Пякишев, первый замминистра здравоохранения Харьковской ВГА.
Когда фельдшерско-акушерские пункты ещё не были открыты, медики ВГА выезжали в Харьковскую область с подомовыми обходами. По словам Мякишева, к ним в день обращалось до шестидесяти пациентов. Сейчас, благодаря ФАПам работы стало меньше.
Спасибо, что пришла Россия
В Новоегоровке преимущественно живут пенсионеры. Их дети после начала СВО оказались по разные стороны лини фронта.
«Младший у меня в Харькове. Жену с дочкой он в Англию отправил. А старший сын в Уразово, это Белгородская область. Внучка закончила девять классов и учится в медицинском училище в Валуйках», — рассказывает Татьяна. Вместе с сестрой Катей она ютится в летней кухне. Дом их повреждён снарядом.
«Тринадцатого декабря ко мне прилетело. Мы в кухне тогда были. У нас отопление в доме не работало. Поэтому всё благополучно обошлось», — объясняет Татьяна. По её словам, она верит, что когда СВО закончится, то вся их семья сможет собраться за столом.
Бывшая учительница Валентина Павловна тоже не теряет оптимизма.
«Живём как при коммунизме, — шутит она. — хлеб бесплатно дают. Крупы, макароны привозят по гуманитарке. Всё есть. Уголь завезли уже на зиму, дрова тоже. Ни в чём не нуждаемся. Социальные пособия нам выплачивают».
Она надеется, что после СВО село снова оживёт.
«Мы не виноваты в том, что начались бои. Виновато вышестоящее руководство (в Киеве. — RT). Они всё делали, чтобы украинцам жилось хуже. Поэтому, конечно, спасибо, что пришла Россия. Особенно лично я рада, что выбьют нацистов и жизнь другая будет», — говорит пенсионерка.
Работающие здесь волонтёры тоже верят, что в будущем, когда русская армия освободит остальные районы Харьковской области, здесь всё-таки пройдёт референдум и Россия пополнится новым регионом. Здесь очень понимают причины, по которым началась Специальная военная операция, и ждут победы России — только тогда вернётся нормальная жизнь.
Свежие комментарии