
С волны потрясений начался 2026 год для беглой российской либеральной среды за рубежом. Оппозиционные политики Михаил Ходорковский* и Леонид Невзлин*, с одной стороны, и активисты Фонда борьбы с коррупцией**, с другой стороны, делят между собой деньги и власть. А кормящиеся с рук «олигархов в изгнании» селебрити — Алла Пугачёва, Максим Галкин*, Борис Гребенщиков*, Андрей Макаревич* — скучают по родине и мечтают вернуться к заработкам от преданных поклонников.
Но их аудитория сама считает себя преданной, а предателей в России не прощают, считает предприниматель Андрей Матус. Несколько лет он тесно сотрудничал со структурами Ходорковского и Невзлина, публично разоблачил их преступную деятельность за рубежом, а в новом интервью RT поделился свежими инсайдами из жизни релокантов.— Андрей, примерно год назад мы уже писали интервью, и тогда я вас представлял как личного врага Леонида Невзлина*. Что-то поменялось за этот год?
— Конечно, отношения не наладились. Добились, чтобы меня включили в списки украинского «Миротворца». Периодически напоминают о себе. В формате звонков.
— С начала года главной темой внесистемной либеральной оппозиции стал разгоревшийся скандал между Леонидом Волковым* и Михаилом Ходорковским*.
— Я знаю, как эта история развивалась. То есть формат, что это было подготовлено Ходорковским, не совсем правильный.
— Высказывание про РДК*** было спонтанным со стороны Волкова (6 января Департамент миграции Литвы начал проверку Волкова после проявленной им радости из-за гибели главы РДК Дениса Капустина и заочных оскорблений высокопоставленных украинских чиновников. — RT)?
— Да, Леонид Волков в ходе переписки и спора вот с этой барышней (Анной Тирон, бывшей сотрудницей ФБК** и действующим членом РДК.
— RT) написал ей письмо. И на самом деле она не знала, что с ним делать.То есть барышня работает на Невзлина со времён формирования РДК. Изначально РДК — это детище Пономарёва* (Илья Пономарёв, бывший депутат Госдумы. — RT) и Невзлина. Идея — Пономарёва, финансировал всё Невзлин.
— Только финансировал или решал кадровые вопросы?
— Нет, у них же произошёл скандал как раз таки на эту тему. Всё, что они делают, — это бизнес-проекты. Хорошие, плохие, грязные и очень грязные, но это всё бизнес-проекты.
Пономарёву пришла идея создать некий батальон, полк и зарабатывать на этом. Получать от американцев гранты и благополучно их пилить. Но на тот момент ни американцы, ни европейцы не давали деньги на идею. Надо было создать, для того чтобы презентовать.
А у Пономарёва денег не было, поэтому он обратился к Невзлину. Невзлину эта идея понравилась, плюс у него очень хорошие позиции в Америке. Ему сказали: «Да, вперёд, если всё это будет, мы готовы выделить на это некие гранты, некие суммы». Я так понимаю, достаточно большие. Когда это всё создалось, эта барышня кружила вокруг этого РДК.
— Она до этого работала у Волкова?
— Да, она была в ФБК. Потом ушла к Невзлину. А когда всё это создалось, Пономарёв решил, что с Невзлиным он делиться не будет. И на этом они поругались.
Возвращаемся теперь к Волкову. У них, естественно, был какой-то личный конфликт с этой барышней, связанный с тем, что она ушла. Невзлин многим пытался в ФБК предложить тайную дружбу за деньги. И многие это признавали.
— Фамилии известны?
— Конечно. Певчих* (активистка ФБК Мария Певчих. — RT) это признавала. Соболь* (соратница Навального Любовь Соболь. — RT) по факту деньги получила. То есть вот эта барышня (Анна Тирон. — RT), согласилась на дружбу с ним. Не на тайную, а на открытую. Покинула ФБК и перешла под его крыло.
В любом случае в ФБК это расценивали как предательство. И письмо Волкова было отправлено Невзлину в формате жалобы.
У Леонида Борисовича (Невзлина. — RT) мозг более прагматичный. Он собрал необходимых специалистов и сказал: «А вот смотрите, какая история есть, во что мы её можем превратить».
И было принято решение. Леонид Борисович не имеет особого влияния на территории Евросоюза. Ему тяжело, потому что его зона влияния — это Израиль и США. Он обращается к своему другу.
— Речь о Ходорковском?
— Да. Они принимают единственно правильное для них решение. Они пытаются убить одним выстрелом двух зайцев. Леонид Борисович руководствуется у нас заветами Ленина. Всем кричит, что он ненавидит Советский Союз, «совок», как он его называет. Но при этом заветы все помнит. А один из заветов звучал следующим образом: «Не можете скомпрометировать ситуацию — компрометируйте человека».
В этом случае они сейчас давят максимально на то, чтобы Волкова, потерпевшего по его уголовному делу, выкинуть и из этого дела, и из страны, чтобы у него не было доступа, контроля или участия там в судебных процессах, следственных действиях (речь идёт о расследовании нападения на Леонида Волкова в Литве, одним из фигурантов этого дела называют Невзлина. — RT).
Вторая цель — это полное уничтожение ФБК. У беглой оппозиции должен быть один-единственный лидер, которого все будут беспрекословно слушать. И этот лидер только Ходорковский. Больше никто.
— Означает ли это, что ФБК терпит тотальное поражение в битве с Ходорковским?
— Конечно. Они не способны выиграть у Ходорковского. Это в принципе невозможно.
— Потому что у него больше финансов?
— Как минимум. Финансово бороться с ним невозможно. Это факт. Второй факт — проекты дорогие для европейцев, поэтому скандалов не любят.
Самый дорогой проект для европейцев — это Ходорковский. То есть он может сейчас просто людей начать казнить на площади в Австрии, или в Берлине, или в Лондоне, просто вытаскивать и рубить им головы, как в Османской империи. И даже в этом случае ему ничего не будет, потому что в него колоссально много вложено. Его взращивали как некую икону борьбы с какой-то несправедливостью.
— То есть можно однозначно сказать, что Ходорковский — новый внесистемный лидер?
— Да, 100%.
— Так называемые селебрити, которые массово уехали и активно критиковали СВО, стали попроще, потише. Пугачёва — после высказываний о Джохаре Дудаеве. От Гребенщикова* ничего не слышно. Макаревич* новых песен не пишет с политическим контекстом. Что происходит в Израиле у селебрити?
— Почему не пишут? Пишут. Просто интерес к этому пропадает. Это перестаёт освещаться. Макаревич как бренчал там на своей гитаре, так и бренчит. Что-то там новое на каких-то тусовках сочиняет, поёт. Просто это никому не интересно. А когда это никому не интересно, то всё это существует только в их кодле: собрались десять человек, он что-то выдумал, спел — на этом всё закончилось.
— Но они востребованы в Израиле?
— Нет. В том-то и дело. Макаревич собирал какие-то площадки в Израиле? Нет. Он собирал их где-то в Европе? Нет. Очень скоро вы вообще про них начнёте забывать и перестанете слышать. Они теряют свою аудиторию. Как только они её потеряют окончательно или дойдут до критической точки, Леонид Борисович перестанет их финансировать. И всё. Полное забвение.
— А он сейчас финансирует?
— Конечно. Всех: «Би-2»*, Макаревич, Пугачёва, Галкин*, этот из Comedy Club, не помню, как его зовут…
— Семён Слепаков*.
— Да. И многих других.
— Они сейчас коммерчески невыгодны?
— Они никогда и не приносили денег…
— Пугачёва стадионы собирала.
— Не в Израиле. Здесь надо понимать цель, зачем их Невзлин и Ходорковский забирали.
— Зачем?
— Аудитория. Электорат. Все говорят, что Ходорковский и Невзлин пытаются сформировать альтернативное правительство в Европе.
Это в корне неправильное высказывание. Правительство давно сформировано. Осталось снабдить его электоратом. По этой причине они тащили всех этих селебрити, потому что за каждым из них стоит аудитория, преданная им.
А теперь аудитория — так называемый электорат — начинает потихоньку от этих лидеров откалываться. Как только отколется окончательно, они будут не нужны. Кому нужна Пугачёва, скажите? Каким-нибудь пенсионерам, у которых воспоминания, как они на концерт ходили? Возможно.
— Пугачёва, по крайней мере, так пишут СМИ, якобы собирается к лету реанимировать свою концертную деятельность.
— На самом деле, мне кажется, Пугачёва не столько, наверное, политически, сколько среди людей, среди её аудитории совершила просто публичное самоубийство — себя как человека.
— В чём её главная ошибка?
— В этом её интервью. Все обратили внимание на Джохара Дудаева, да, что она его как-то восхвалять начала, ещё и извиняться.
— Бытует мнение, что многие из тех, кто в 2022 году осуждали СВО, поддерживали Украину, сейчас очень хотят вернуться.
— Я знаю, что хотят. Я вам скажу больше: хотят и пытаются наладить переговорный процесс, как сейчас модно стало говорить. Действительно хотят. С чем это связано? Абсолютно верно — с финансами.
— Они там никому не нужны?
— А они и не были нужны. Они думали, что они сейчас приедут, скажут, что они там против чего-то, — и они будут очень нужны. Их сразу одарят всеми благами: жильём, паспортами, деньгами, машинами. А когда приезжают туда, оказывается, что им там и ВНЖ не особо давать хотят. Они совсем там никому не нужны.
Как они там радуются, поздравляют друг друга с присвоением статуса иноагента. Вот Галкин. Ему дали статус иноагента. Он радовался: поздравления, с его слов, получал неделю со всех сторон.
— А на деле?
— А на деле судятся, (доходят. — RT) до Верховного суда. Почему двойные стандарты? Потому что, опять же, нет идеи. Нет никакой будущей, справедливой или более хорошей России, про которую они говорят. Есть их Россия в том представлении, которое у них осталось. Всё, ни больше ни меньше. Это бизнес-проект. Это люди, которые зарабатывают деньги, и вот потихонечку маски слетают.
И Ходорковский уже не стесняется, в открытую им (своим оппонентам. — RT) говорит: «Либо будет как я сказал, либо вы не справитесь с последствиями». Какими? Ну явно на них в суд не собирается подавать за то, что они в ПАСЕ ему одно кресло не отдают или не хотят голосовать, как он желает. Пойдут молотки очередные, будут (оппонентов Ходорковского. — RT) лупить, бить, с ножом нападать.
— Однажды всё закончится. Наладятся взаимоотношения с США и Европой. И все эти граждане захотят вернуться. Примет ли наше российское общество их обратно? Поймёт ли? Простит ли?
— Это уже настолько лицемерные, гнилые люди, что им без разницы, что о них будут думать. Им без разницы, примет ли их общество. Им важно только одно: посадят их здесь или нет.
Они очень хотят вернуться на родину. Но боятся. И я не сомневаюсь, что их не примут. Я уверен, что этого не простят уже. Но я больше надеюсь, что государство не позволит им возвращаться.
* Физлица, признанные иностранными агентами.
** Фонд борьбы с коррупцией (ФБК, Anti-Corruption Foundation) включён в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ. Организация и её аффилированные структуры признаны экстремистскими, её деятельность запрещена по решению Мосгорсуда. 27.11.2025 признана террористической организацией.
*** «Русский добровольческий корпус» (РДК) — организация признана террористической и запрещена в России.
Свежие комментарии