
Объём золотых резервов России впервые приблизился к $300 млрд. При этом доля драгметалла в накоплениях страны достигла максимального уровня с 1995 года и перевалила за 41%. Эксперты объясняют это рекордным удорожанием актива на глобальном рынке и пересмотром финансовой политики РФ за последние несколько лет.
Для защиты государственных денег от санкционных рисков власти отказались от хранения национальных резервов в долларах и евро, и теперь стратегический запас страны состоит только из рублей, юаней и золота. Причём резкий взлёт цен на драгметалл уже позволил России компенсировать почти 60% замороженных Западом активов.Стоимость золотого запаса России достигла максимального уровня за всю историю. Такой вывод следует из опубликованных в понедельник, 10 ноября, материалов Центрального банка.
По данным регулятора, к началу ноября 2025 года общая сумма золотовалютных резервов (ЗВР) страны была эквивалентна $725,8 млрд. Денежные сбережения составляли около $426 млрд, а стоимость монетарного золота в хранилищах впервые перевалила за $299,8 млрд.
Таким образом, на долю драгоценного металла сейчас приходится 41,3% всех государственных накоплений. В последний раз такое соотношение можно было наблюдать ещё в марте 1995 года, но в тот момент размер российских ЗВР едва превышал $5,5 млрд, а объём золота в них оценивался примерно в $2,4 млрд.
«Золото становится единственным по-настоящему независимым активом в международных резервах. Рост его доли в ЗВР — показатель прагматизма.
Россия, как и многие другие страны, диверсифицирует свои риски, стараясь защитить накопленные резервы от внешнего давления», — отметил в беседе с RT аналитик финансового маркетплейса «Сравни» Алексей Лоссан.Схожую точку зрения выразил и аналитик «Цифра брокер» Егор Зиновьев. По его словам, рекордный рост золотых резервов России связан с несколькими факторами, ключевой из которых — наблюдаемая в последние годы дедолларизация экономики.
«ЦБ стал закупать меньше активов в долларах и евро, оставив в резервах только рубли, юани (поскольку Китай является нашим крупнейшим партнёром) и золото, которое не подвержено санкционным рискам и не зависит от политики других стран. Такая структура ЗВР сводит к минимуму вероятность очередной заморозки наших денег за рубежом и повышает контроль над резервами», — пояснил собеседник RT.
Помимо этого, увеличение стоимости золотого запаса России аналитик связывает ещё и с рекордным удорожанием драгметалла на мировом рынке. Так, с начала 2025 года золото на Нью-Йоркской товарной бирже (Comex) прибавило в цене примерно 57% и сейчас торгуется вблизи $4,1 тыс. за тройскую унцию. Причём в октябре котировки даже ненадолго приближались к отметке $4,4 тыс. — впервые за всё время наблюдений.
«Рекордные цены на золото объясняются возросшим уровнем неопределённости на мировых финансовых рынках в связи с различными рисками, включая торговые войны, геополитическую напряжённость в ряде регионов мира, а также различные макроэкономические проблемы. Золото в таких случаях традиционно выступает защитным активом: капитал начинает перетекать из более рискованных активов как раз в драгметалл, что повышает спрос на него и, соответственно, цену», — пояснил Егор Зиновьев.
«Закат роли доллара»
Примечательно, что золото на мировом рынке почти непрерывно дорожает начиная с 2020 года, и за прошедшее время стоимость актива практически утроилась. Одной из главных причин такой динамики опрошенные RT эксперты называют растущий интерес центробанков разных стран к драгоценному металлу.
По словам аналитиков, изначально регуляторы стали активно вкладывать деньги в золото для защиты своих резервов от инфляции на фоне последствий пандемии коронавируса. Между тем объём покупок драгметалла со стороны многих ЦБ резко увеличился в 2022 году, после того как Запад заблокировал почти половину российских ЗВР.

«Рост мировых цен на золото вызван фундаментальными изменениями в глобальной финансовой системе. Центральные банки по всему миру уже несколько лет подряд закупают более 1 тыс. т золота в год. Крупнейшие покупатели — Индия, Польша, Китай, страны Центральной Азии — фактически диверсифицируют свои резервы, уходя от чрезмерной зависимости от доллара», — объяснил RT основатель «Школы практического инвестирования» Фёдор Сидоров.
Как ранее отмечал в интервью RT заместитель министра финансов России Алексей Моисеев, основанная на долларе глобальная финансовая система, сформированная Бреттон-Вудскими соглашениями после Второй мировой войны, больше не отражает сегодняшние реалии. Именно в результате этого в мире уверенно растёт спрос на драгоценный металл, считает замглавы Минфина.
«Бреттон-Вудские соглашения были построены вокруг доллара как мировой резервной валюты, и отход от этой системы очевидно ставит вопрос перед всеми участниками мировой экономики: если не доллар, то что? У меня нет других ответов, кроме того, что это золото. И, думаю, у многих, кто сейчас поднимает цену на золото, покупая его, такая же позиция», — отметил Моисеев.
Как полагает Фёдор Сидоров, до конца 2025 года золото ещё может подорожать и снова обновить исторический максимум, достигнув $4,5 тыс. за тройскую унцию. При этом некоторые специалисты не исключают, что в долгосрочной перспективе цена драгметалла увеличится ещё в несколько раз, рассказал Алексей Моисеев.
«Наблюдаемый рост цен — это ещё не предел... Прогнозы есть разные. Я встречался с рядом российских учёных, которые говорили, что золото будет стоить $35 тыс. за унцию. Ну не знаю, будет или не будет и когда... Но совершенно очевидно, что по мере заката роли резервных валют, а конкретно доллара (про фунт и другие мы уже и не говорим), люди всё больше будут, конечно, фокусироваться на золоте», — добавил замминистра.
Финансовая регенерация
По словам Фёдора Сидорова, именно беспрецедентный случай использования Западом финансовых инструментов «в качестве оружия» против РФ заставил многие страны пересмотреть подходы к хранению своих резервов. При этом любопытно, что сама Россия начала диверсифицировать ЗВР ещё до санкций 2022 года.
Так, буквально за несколько лет до начала спецоперации на Украине Центробанк РФ вывел значительный объём денег из западных активов, в основном американских, и стал перекладывать средства в золото и юани. Тем не менее к концу 2021-го часть российских ЗВР примерно на $280 млрд всё ещё продолжала храниться в активах стран ЕС и G7 и с началом СВО была заблокирована.
«Банк России последовательно с 2014 года проводил политику наращивания и диверсификации международных резервов, чтобы иметь, по сути, две подушки безопасности: на случай реализации финансовых рисков, когда высока потребность финансового рынка в долларах США и евро, и на случай геополитического кризиса, когда может быть ограничен доступ России к большинству резервных валют. И сейчас, после заморозки западными странами резервов в своих валютах, Россия продолжает иметь достаточный объём резервов в золоте и юанях», — отмечала глава ЦБ Эльвира Набиуллина весной 2022-го.

Отметим, что в ответ на действия Запада Москва запретила иностранцам продавать российские ценные бумаги, а также выводить средства из финансовой системы страны. В результате на территории РФ оказались заблокированы деньги инвесторов и компаний из недружественных государств на сопоставимую сумму.
Более того, стремительный рост цен на золото за последние несколько лет смягчил для России потерю той части резервов, которая была заблокирована на Западе. Так, по данным ЦБ, если с начала 2022 года физический объём драгметалла в хранилищах регулятора почти не изменился и по-прежнему составляет около 2,3 тыс. т, то его стоимость за прошедшее время увеличилась на $167 млрд. Таким образом, лишь благодаря повышению мировых цен РФ компенсировала почти 60% замороженных активов.
«Для России усиление роли золота в резервах означает укрепление финансового суверенитета. Чем выше доля золота, тем меньше зависимость от иностранных активов и валютных рисков. Это помогает сохранить устойчивость резервов даже при изменении внешнеэкономической конъюнктуры и служит дополнительной страховкой в периоды турбулентности», — заключил Алексей Лоссан.
Свежие комментарии