В сентябре в Москве пройдёт музыкальный конкурс «Интервидение-2025». Жюри конкурса объединит видных деятелей культуры из стран-участниц Интервидения. Один из них — Амирбек Мусоев, народный артист и председатель Союза композиторов Таджикистана, автор гимна ШОС (Шанхайской организации сотрудничества). В интервью RT он рассказал, как воспринимает конкурс, что ждёт от участников и какое значение имеет это международное событие.
— Как начиналась ваша музыкальная карьера, где вы учились?
— Я родился в 1961 году в Нуреке. Там находится большая гидроэлектростанция — Нурекская ГЭС, построенная в 1960-х годах. В городе была создана хорошая атмосфера для жизни. Моя музыкальная карьера началась в 1972 году, когда в Нуреке открылась первая музыкальная школа, куда были собраны прекрасные специалисты. Там я делал первые шаги в музыке.
После окончания 8 класса я поступил в знаменитое музыкальное училище города Душанбе, где преподавали известные педагоги из Москвы, Ташкента и других крупных городов СССР. Затем — в Институт искусств, потом была консерватория, далее аспирантура. Всё шло по ступенькам.

Работал я в самых разных сферах национальной музыкальной культуры Таджикистана. Начинал главным редактором музыкальных программ радио и телевидения Таджикистана при Гостелерадио СССР. Далее был художественным руководителем Государственной филармонии Таджикистана имени певца Акашарифа Джураева, затем проректором и профессором консерватории в Душанбе.
С 2020 года я являюсь председателем Союза композиторов Таджикистана.Наш Союз композиторов Таджикистана до распада Советского Союза в 1991 году был частью Союза композиторов СССР. Последним его председателем был прекрасный композитор и человек Тихон Хренников. Он принимал меня в члены Союза композиторов.

— Вы являетесь автором гимна ШОС — Шанхайской организации сотрудничества. Как была выбрана ваша музыка?
— В 2021 году всей Шанхайской организацией был единогласно утверждён гимн ШОС. Я написал музыку для него, она была исполнена симфоническим оркестром Мосфильма под руководством Сергея Скрипки. Должен сказать, что Сергей не только прекрасный дирижёр, но и очень близкий мой друг.
Гимн звучит около двух минут. Сначала хотели, чтобы был и текст, но потом решили, что слова будут не всем понятны и оставили только музыку.

— В сентябре 2025 года в Москве пройдёт конкурс «Интервидение». Когда-то это был конкурс песни стран социалистического содружества. Что вы можете сказать об истории этого конкурса?
— Интервидение — международный музыкальный конкурс, который существовал до 1993 года. Это был мощный международный конкурс. Но, так получилось, что мир изменился. Он исчез, как это бывает иногда с разными проектами.
Возобновить этот конкурс — хорошая идея. В последнее время, к сожалению, страны на пространстве бывшего Советского Союза немного отдалились друг от друга.

Уже была попытка возрождения этого музыкального события, под названием музыкальный конкурс «Пять звёзд» стран СНГ, где, кстати победителем стала певица из Таджикистана Тахмина Ниязова. В составе жюри тогда был известный певец, народный артист СССР Иосиф Кобзон.
— Как вы получили приглашение стать членом жюри?
— Я впервые приглашён в жюри такого масштабного конкурса, как Интервидение. Хотя мне приходилось бывать наблюдателем от Таджикистана на конкурсе «Голос Азии», который проходит в Алма-Ате. Я там был в 1996, 1998 и 2000 годах. Меня приглашали быть членом жюри музыкального конкурса в Узбекистане.
Членом жюри от Таджикистана я стал по решению нашего правительства, которое было утверждено президентом нашей страны. Для меня это большая честь.

— Как будет проходить судейство в конкурсе «Интервидение»?
— Пока я этого не знаю. Будет это открытое или тайное голосование. Могу только высказать свои соображения по этому поводу. Лучше всего, если выскажется каждый член жюри, а затем на основе обсуждения и анализа выступления каждого конкурсанта будет приниматься решение.
— Как вы оцениваете конкурсанта от Таджикистана Фарруха Хасанова?
— Фаррух очень молодой, перспективный парень, лауреат нескольких международных конкурсов, участник многих проектов. Он занял высокое место в большом конкурсе в Китае, участвовал в передаче Николая Баскова «Ну-ка, все вместе», где взял Гран-при. У него хорошая пластика.
Фаррух поёт на таджикском языке, но большинство песен он исполняет на русском и на английском языках, чтобы иметь более широкую аудиторию.

— Если сравнить конкурс Евровидение, в котором Россия участвовала с 1994 года и тот конкурс, который мы возрождаем сейчас, в чём вы видите разницу?
— Евровидение — это конкурс, который подходит для Европы. По большей части там участвуют европейские страны. А у нас с ними разные подходы ко многим вопросам. Может быть, я ошибаюсь. Но так бывает, что кому-то нравится, а большинству — не нравится.
Я думаю, что восстановление Интервидения даст большой импульс для музыкального мира, благодаря которому мы победим во многих вещах: и в плане общего понимания ценностей, и в плане подачи музыкальных произведений на эстраде, в плане конкурсантов, которых выбирают на отборочных турах в странах-участницах. Думаю, что постепенно мы отойдём от чуждых нам стандартов и пойдём дальше своим путём.
Я думаю, что многие бывшие союзные республики ждали возобновления Интервидения. И теперь открылась новая дорога для наших музыкантов. Я думаю, Интервидение будет жить долго, впереди у него большое будущее.
Свежие комментарии